Плейграунд/Фичеры

Шум Столицы

Обзор киевской экспериментальной сцены

Алексей Андрущенко

Алексей Андрущенко,

28 мая

lybid

Когда прогуливаешься по Киеву вечером – со всех сторон тебя окружают потоки машин и людей, огни магазинов, привычные звуки города.   В метро, из динамиков телевизора над платформой, доносятся звуки очередной привозной рок-группы, звучат уже набившие оскомину мелодии из рекламы киевской Оперетты. В супермаркете звучат ненавязчивые поп-мелодии, из перехода долетает отзвук гитарных аккордов уличных музыкантов, любая пиццерия или фастфуд, паб или кафе встречают посетителя своей музыкальной подборкой. Каждая локация имеет свое звуковое разграничение, свои законы, по которым организуется аудиопространство.

Но есть некая «тайная» жизнь Киева. Музыка, которая никогда не звучит на радио и ТВ, музыка, которая даже не имея мелодии, ни в коей мере не может слушаться «фоном». Странные вечеринки в непонятных заведениях, сцена, которая не имеет ничего общего с копированием сладкоголосых идолов. Музыка, которую сложно ассоциировать с развлечением. Мы говорим о нойз-сцене. О пространстве, где действуют свои закономерности и существуют свои признанные гении. Масами Аките a.k.a. Merzbow принадлежат слова: «Если «шум» означает дискомфортный звук, тогда для меня поп-музыка – это шум». Но всегда ли на самом деле шум связан с дискомфортом? Иногда шум – это самый сильный действующий инструмент, способный достучаться в те глубины сознания, которые недоступны для других музыкальных воздействий. Впрочем, в данном случае, понятие «шум» достаточно условно, ведь в этом сегменте объединяются и элементы экспериментальной авангардной неоклассики, и эмбиента, и шумного IDM-а.

Почему экспериментальная музыка так называется? Потому что значительная доля в создании звуковых коллажей, нойзовых структур и всяких звуковых нагромождений в этом жанре создаются эмпирическим путем. Что получится, если скрестить определенные волновые формы? Какое воздействие на состояние человека производит повторение этой звуковой частоты? До какого предела можно дойти, перегружая звук снова и снова, заставляя его активизировать сам источник звука? Что мы начнем слышать, если смешать воедино несколько разных шумов? Уже много лет музыканты и конструкторы электроники задают себе эти вопросы. И Киев не остался в стороне от этого процесса.

khmelnitsky

У экспериментальной сцены Киева есть несколько лейблов с историей (Kvitnu, Muscut, Quasi-Pop, Peauty-Fute), есть масса исполнителей (Kotra, Zavoloka, Nikolaenko, Sport&Music, Dunaewsky69, Andrey Kiritchenko, db kldn, и многие другие), есть крупные фестивали Kvitnu Fest, Em Visia и Nextsound, а также периодически проходят менее масштабные вечеринки, концерты и арт-перформансы. Не все посетители таких ивентов являются поклонниками электроакустических и нойзовых записей. Кто-то приходит просто увидеть и услышать что-то необычное, несвойственное мейнстримовому музыкальному потоку, контингент посетителей достаточно разнообразен – от интеллигентных студентов консерватории и Могилянки – до «тусовщиков с опытом», которые всегда приходят туда, где есть шанс встретить как можно больше знакомых. Среди клубов, где можно услышать подобную музыку: Closer, Otel’, Efir, Kontrapunkt. Некоторые музыканты предпочитают выступать в рамках арт-акций или академических электроакустических вечеров.

standrews

Кажется, за последние 15 лет в Киеве действительно хватало экспериментаторов со звуком (да и не только). Большой город – много музыкантов, простор для коллабораций. Проекты организовывались, распадались, создавались новые. Порой казалось – неужели все это «шаманство» создается, только для того, чтобы впечатлить своих  знакомых и их близких друзей, таких же экспериментаторов? Но время шло, аудитория расширялась, издавались хорошие и необычные релизы, а существующие проекты проходили испытание временем. Визуальная составляющая этой ветви музыки тоже шагнула далеко вперед и стала очень важным элементом выступлений. Грамотно продуманная визуализация способна усилить воздействие этой музыки, создать дополнительный посыл, «прорисовать» динамику композиции. От развитости фантазии аудитории, восприимчивости к абстрактным образам тоже многое зависит…

Что же происходит с развитием этого сегмента музыки в Киеве сейчас? В сегодняшнем материале мы собрали комментарии владельцев лейблов, музыкантов и участников значительных проектов.

sportandmusic

Я думаю, что нынешнее состояние экспериментальной сцены Киева находится далеко не на том уровне, на каком моглобы находиться, учитывая её (этой сцены) потенциал. Лично меня радует уже хотя бы то, что сцена эта всё-таки есть.

Лейбл Kvitnu по-прежнему остаётся практически монополистом сферы экспериментальной звукозаписи, как, в прочем, и харьковский Nexsound, но он харьковский, а мы, как бы, о Киеве. В последнее время слежу за лейблом FFSpace, который продвигает Женя Ващенко (V4w.enko) – у него очень интересные, качественные и эстетичные релизы, причём не только украинских артистов. Лейбл Muscut – настоящий виниловый фетишизм (в хорошем смысле этого слова) от Димы Николаенко (Nikolaenko). Рекомендую.

Не знаю как на счет «принципиально нового», но качественные и интересные проекты есть. Всё это лежит в сфере живых выступлений. Для меня – это промо-лейбл Peauty-Fute и проекты с ним связанные –Sommer, Ostudinov, MokriDereva. Это действительно достойно внимания. Помимо этого, мне нравится творчество эмбиент-экспериментатора Heinali (Олег Шпудейко) – это качественно, интересно и очень душевно. В плане нового – это радикальный аудио-акционизм от проекта «Дубы Колдуны», основанного моим другом и бывшим участником Sport and Music, Остапом Костюком и художником Юрием «Куб» Кобенко. Советую также обратить на них внимание.

Конечно, есть ещё Azh Promo и много других околоэкспериментальных лейблов, но в том-то всё и дело, что они «около», в чём, разумеется, нет ничего плохого.

Не хватает мира и поствоенного рывка. Не хватает более благодарной и ответственной публики, а не «для галочки сходил на хедлайнера, а всё остальное время провел на технотанцполе или баре». В общем, культуру слушания нужно повышать, чтобы она была как минимум более сознательная, зрелая. Всё остальное, как мне кажется, приложится.

[soundcloud url=”https://api.soundcloud.com/tracks/180285026″ params=”color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false” width=”100%” height=”166″ iframe=”true” /]

Есть и более пессимистичный анализ ситуации:

Kotra

Активных артистов очень мало, новые лица не появлялись последних несколько лет. Что касается конкурентоспособных проектов, которые востребованы на мировом рынке – таких много было и есть начиная с 2001 года. Есть музыканты, которые делают новую и качественную музыку.

Чего нехватает – профессионалов среди музыкальных медиа. Их нехватало все эти годы. У нас, к сожалению, никогда еще не было ни журналистов, ни рецензентов, ни аналитиков. Украина постоянно рождает уникальных артистов, которые представляют ее по всему миру, а информационной поддержки внутри страны почти никогда не было.

[soundcloud url=”https://api.soundcloud.com/tracks/11500819″ params=”color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false” width=”100%” height=”166″ iframe=”true” /]

kirichenko

Меня, в целом, радует прогресс экспериментальной сцены Украины. В настоящее время существует динамика развития сцены, которой не было раньше. Если мы сравниваем положение дел с тем, что было десять лет назад, то видим, что появилось больше интересных музыкантов, улучшилось качество проектов. К тому же расширился спектр музыки на украинской сцене, что не может не радовать. Сцена развивается вопреки всем трудностям нишевой музыки — малое количество концертных площадок, отсутствия внимания со стороны масс-медиа, отсутствия профильных радио, журналов и местных интернет ресурсов, а также некоторой культурной и геополитической изолированности Украины. И несмотря на это все же есть люди, которые достаточно вдохновенно занимаются необычным звуком и стараются создать что-то новое.
Я уверен, что создать вообще что-то принципиально новое в современном мире очень сложно, если вообще возможно. Я убеждён, что эволюция культуры происходит достраиванием чего-то, сверху того, что было уже до тебя, путём подражания чему-то, с добавлением новых элементов. А в Украине создавать что-то новое гораздо труднее, чем, предположим, в Европе. Во первых, из-за пресловутой геополитической и культурной изоляции. Если мы представим культуру как некоторое строение, пирамиду, то фундаментом ее будет образование, культурная среда, состоящая из людей-носителей и другого, платформы для обмена опытом и создания совместных проектов и т.д. Мы только недавно начали выстраивать фундамент этого строения. В европейских странах — этот фундамент выстроен был уже давно, и плюс ко всем там был большой бонус – относительная свобода творчества. К счастью, этот процесс строительства происходит гораздо быстрее в наш век современных технологий, высокой скорости обмена информацией, свободной доступности накопленного опыта, возможностей совместной работы над проектами через интернет и т.д. И несмотря на все перечисленные трудности, в Украине есть очень интересные музыкальные проекты, не уступающие по качеству западным. Лично мне нравятся Алла Загайкевич, Макс Трянов, Edward Sol, V4w.enko, Ujif_notfound, Николаенко, Ostudinov, Sommer, Heinali.

[soundcloud url=”https://api.soundcloud.com/tracks/125106998″ params=”color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false” width=”100%” height=”166″ iframe=”true” /]

Некоторые из артистов говорят довольно сложным для простого обывателя языком. Впрочем, и музыка непростая ведь:

 v4w

Ситуация в среде экспериментальной сцены Киева складывается таким образом, что информационная свобода нынешнего времени дает право выбирать информацию по внутреннему балансу и зажигать много сердец мощным огнем творческого мировоззрения.

Нынешнее положение свободы информации позволяет развернуться мировоззрениям нойз и экспериментальной сцены Киева далеко за пределы физической территории страны и города, тем самым фрагментируя границы восприятия творческого мировоззрения киевских музыкантов как регионального в сторону глобального.

Говоря простым языком – музыканты имеют возможность балансировать в своем творческом процессе на мировом уровне, издавать свои работы на международном уровне, предлагать материал своего творчества международным фестивалям и культурным программам, играть в любой точке мира – быть воспринятым не только региональной публикой, а и мировой – объективно. При этом, оставаясь полноправным гражданином Украины, и проживая жизнь с любовью и уважением к окружающей среде и родному городу.

Конечно, такая ситуация позволяет рождаться новым многогранным проектам, не сразу заметным в своем родном городе, но, несомненно, заметным в сфере звукового искусства со временем. Например, сейчас образовалось много новых коллективов и проектов на всей территории Украины и непосредственно в городе Киеве, которые делают очень интересный качественный материал, свободный от идеи быть воспринятым или невоспринятым тут, но генерирующим фактором для которых является коммуникативно-познавательный подход к звуку – принципиально отличается от состояния, которое, возможно, могло быть перед этим с частичной ориентацией только на региональные ориентиры. Но если говорить про чистый креативный процесс – он был и есть процессом за пределами времени, процессом, который только использует время, как инструмент для творчества, производя продукты творческого мировоззрения с помощью наборов инструментария, присутствующего в данный момент. Конечно, с изменением времени – меняется набор инструментов, автоматически меняются некоторые характеристики звуковых экспериментов, которые зависят от инструментария, а некоторые вещи, которые касаются внутреннего творческого гения человека остаются константой.

И как раз в среде экспериментальной звуковой и нойз как киевской, так и украинской сцены, происходят сейчас очень мощные и интересные изменения, генерируются новые ориентиры, что уже делают свое влияние на глобальную мировую картину всего пространства.

[soundcloud url=”https://api.soundcloud.com/tracks/42418036″ params=”color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false” width=”100%” height=”166″ iframe=”true” /]

zavoloka

В общих чертах, экспериментальная сцена Киева и Украины развивается сверхмедленно. Новых сильных музыкантов появляется очень мало, да и общее состояние здоровья музыки очень грустное. Все еще нехватает правильных музыкальных журналов и магазинов, где можно купить новые пластинки. Известных украинских музыкантов за рубежом, которые регулярно ездят выступать со своей музыкой – вообще мало.

В Украине один музыкант на жанр, один магазин. Может, после войны будет какой-то расцвет. Посмотрим.

[soundcloud url=”https://api.soundcloud.com/tracks/161378530″ params=”color=ff5500&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false” width=”100%” height=”166″ iframe=”true” /]

rodinaПодводя итоги, отметим, что ситуация с нойз-музыкой в Киеве, да и в Украине двоякая. С одной стороны – радует наличие музыкантов высокого  уровня и конкурентоспособность их на мировой сцене, открытость ко всемирному информационному пространству. С другой стороны – отсутствие какого-либо прорыва сейчас, консолидации сцены, поддержки со стороны внутреннего информационного рынка Украины может со временем просто свести этот сегмент музыки на нет.

История музыки продолжает писаться. Как будет она развиваться далее – вопрос непростой, нам с вами предстоит увидеть это воочию. Возможно, появятся новые интересные артисты, возможно произойдет какой-то яркий всплеск творчества среди известных ныне (а кризисные времена дают достаточно поводов для такого всплеска), и, может быть, трансформируется и аудитория. Но возможно, что все будет существовать с той же динамикой, что и сейчас, – и это менее оптимистичный путь.

Читай также:

Новый трек одесского IDM-проекта Svetoch

9 апреля

Heinali анонсировал релиз нового EP

15 февраля

Новый альбом Nikolaienko — The Sounds of Pseudoscience выйдет в июне

19 марта

Emika – Klavírní (2015)

29 января

Саша Кольцова проведет курс для молодых музыкантов

12 июня

5R6 – Islands (2015)

30 ноября

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"