Плейграунд/Рецензии

Brume & Edward Sol — GREY (2015)

Алексей Андрущенко

Алексей Андрущенко,

14 января

a0915163631_10Несмотря на то, что украинский сегмент Бэндкемпа предлагает немало музыки с тегами «experimental», «noise», «musique concrete» (большую часть этих записей слушать, честно говоря, неинтересно), данную пластинку слушать «и хочется, и колется». И не только благодаря трудоемкому процессу извлечению живых, настоящих звуков и их необычному преобразованию (в противовес бесконечной эксплуатации плагинов и цифровых синтезаторов). Как всегда в искусстве, за интересным результатом стоит личность автора. И тут, пожалуй, стоит немного рассказать об этих авторах (их двое).

Brume – проект французского звукового экспериментатора Кристиана Рену, который с 1985 года записал потрясающее количество шумовых пленок, звуковых коллажей и экспериментов, Эдвард Сол – украинский композитор, экспериментирующий с musique concrete и аналоговой аппаратурой. Выпустив CD Brume “ In Heaven” в 2013 году на своем основном лейбле Quasi Pop Records, Эд поддерживал общение с Кристианом и постепенно пришел к идее коллаборации. Работа над проектом заняла около двух лет и в конце концов был открыт еще и новый лейбл Sentimental Productions, на котором и был выпущен винил Grey.  Характер дебюта, его формат, концепция и громоздкая малотиражная арт-версия дают понять, на какой музыке издательство будет специализироваться в последующем.

После того, как музыканты обменялись по почте CD-r-ами (!!!) со скетчами и библиотеками собственноручно записанных/сконструированных звуков, на их основе начался процесс взаимной трансформации, переосмысления и деструкции. Каждый из авторов, отвечая за свою часть общей картины, так или иначе, оказался вовлеченным в «перекрестную» игру, оперируя идеями и находками оппонента и создавая собственные музыкальные образы. Другими словами, влияние обоих музыкантов распространяется на весь альбом, не ограничиваясь только той частью, за которую они отвечают непосредственно.

В природе существует также сюита Fade To Grey, в которой использованы как раз те «бракованные» версии, которые не вошли в основной альбом.

Эдвард для записи своих скетчей использовал эксперименты с пленкой и разной скоростью ее воспроизведения, советский аналоговый синтезатор, металлическую перкуссию, примитивный семплер и устройства обработки. И именно из этого исходного материала состоит скелет музыки на стороне В (Brume): наиболее искаженного, мрачного и скрипучего.  Ритмическая структура этих треков создает плотную пульсирующую основу, на которой держится это странное индустриальное строение.

В свою очередь, Кристиан предоставил для манипуляций искаженные при помощи семплера гитары, трубу, голоса и совсем уж непонятные шумы акустического происхождения. Поэтому сторона А (Edward Sol) звучит более органически – потусторонне, абстрактно и более пространственно.

Альбом в целом можно назвать собранием многослойных пьес, каждая из которых живет здесь и сейчас. Преобразуясь в каждый новый момент времени, словно облако, которое каждую минуту меняет, искажает свою форму до самых непредвиденных вариаций, оставаясь при этом неосязаемым облаком. Музыка активно работает с воображением слушателя, и в то же время воображение  является здесь основным инструментом, двигателем, импульсом. Происходящее в этой музыке – образы, ассоциации, аллегории, отражения. И это будет понятно даже тем слушателям, кто не знаком с электроакустической музыкой или авангардистскими экспериментами.

Динамический диапазон треков варьируется от самых тихих шорохов и неразборчивых мистических голосов  до скрежещущего по нервам гула. Тембры бесконечны и многообразны, но новая целостность звуковой картины такова, что холодок пробегает по коже. В музыке есть что-то сверхъестественное и чуждое, чья природа  непонятна (и может, именно поэтому – пугающая). Безумные коллажи, смена объемов и пространств, алхимия спонтанных звуковых форм, многослойность шероховатых текстур и очень загадочных звуков (и, соответственно, меньше хрипа, лязга, вдавливающего в пол power electronics, которые нередко встречается в раннем творчестве Эда).  В самом деле, местами музыка (особенно это заметно на стороне А) звучит вполне созерцательно и утонченно, медитативно, размеренно.  Но даже на этих относительно спокойных фрагментах прослеживается скрытое напряжение, этакая приглушенно звучащая, но до упора натянутая струна, готовая лопнуть в любой момент.

Название альбома «Grey» апеллирует к воспоминаниям из детства музыкантов, которое не было переполнено информационным шумом.  Воспоминаниям о прошлом, в котором все воспринималось совсем иначе, в том числе и само течение времени. Все эти фрагменты, вспышки воспоминаний, заблудившиеся сигналы, нейро-метаморфозы. Воспоминания меняют свою форму, мы видим эти образы словно сквозь рябь поверхности воды, иногда образы накладываются один на другой. Это похоже на просмотр альбома старых фотографий незнакомых людей: перед тобой проносится некоторое количество историй, моментов времени, запечатленных одной картинкой. Перед тобой только тусклые черно-белые фотографии – и ты воспринимаешь их, как они есть, заново воссоздавая историю по ним, вспоминая то, чего, может быть, на самом деле и не было. Мы имеем дело с очень субъективным и личным материалом, но как раз это и привлекает.

Отдельно стоит рассказать про оформление альбома. Тут очень хорошо подчеркивается красота настоящих, «ламповых», рукотворных деталей: деревянный кейс, в который вложен винил, фрагмент пленки, которая использовалась при создании материала, крафтовый вкладыш, странные рисунки, открытки-бонусы… Все это хорошо знакомо тем, кто сталкивался с оформлением релизов основного лейбла Эдуарда – Quasi Pop Records.

12482914_520213611483471_1067326269_o

12499160_520213901483442_196209407_o

Дети на велосипедах на обложке конверта – это ведь авторы музыки, не иначе. Ну и, конечно, ценители аналоговых аудио-носителей оценят сам внешний вид пластинки:

12511049_520213518150147_1956194083_o

Вряд ли вы сможете слушать эту музыку, попутно занимаясь чем-то еще. Она требует соучастия, воображения и внимания к деталям, без которых композиции рассыпятся в какофонию, неразборчивое нагромождение звуков. Только фантазия и внимание помогут раскрыть фабулу и сюжет. Интригующий опыт, сравнимым с тем, как если бы вы случайно зашли в кинозал, где на экране разворачиваются действия загадочной сюрреалистичной картины – и так и не смогли отвести глаз от нее, пока загоревшийся свет не вывел бы вас из оцепенения. Но поскольку вы имеете возможность возвращаться к этой звуко-картине снова и снова, вы будете замечать все больше скрытых деталей и смыслов при повторном прослушивании.

Не все слушатели воспринимают музыкальный материал без четко выраженной песенной структуры, явной мелодии и гармонии, равно как и не все способны воспринимать разнообразное абстрактное искусство. И конечно, не всем интересно рассматривать старые любительские черно-белые фотографии незнакомых людей.

Но, повторюсь, ключ к восприятию – воображение и непредубежденность. Посыл этого альбома прост и очевиден, но не лежит на поверхности. Это просто музыка для наиболее открытых, вдумчивых и чувствительных.

Читай также:

V/A – Electric Funeral Cafe compilation (2015)

16 марта

Hello. Future. — Light Summer Day (2015)

14 мая

nearr – «Pale Youth» LP (2015)

18 февраля

Eeden — The Outcomes (2015)

21 апреля

Celophys — Ammonite (2015)

24 июля

«В будь-який спосіб треба вибивати банальщину зі свідомості», —Едуард Соломикін

12 февраля

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"