Интервью/Плейграунд

«Мы стараемся придерживаться принципа — do it yourself»,

—Антон Покровский, Zelmershead

Алексей Андрущенко

Алексей Андрущенко,

21 сентября

Zelmershead

Многие из тех, кому довелось слышать Zelmershead, согласятся, что этот проект звучит своеобразно. С одной стороны он мистичный, мрачноватый и напряженный, с другой  – он очень атмосферный и затягивающий, словно клубы дыма, которые заполняют комнату. В записях дуэта Антона Покровского и Lin Helly можно услышать много деталей, которые непривычны для электроники. Да и электроника ли это в полном понимании слова? Кто-то из вас скажет «да», кто-то — «нет», но, пожалуй, мы согласимся с тем, что это необычная музыка, которую сложно охарактеризовать одним жанром. В скором времени проект порадует нас долгожданным новым альбомом, упоминания о нем звучат многообещающе. А пока что мы поговорили с Антоном, а он нам записал микстейп, который стоит послушать во время прочтения интервью.

Расскажи вкратце, как развивался проект Zelmershead и в чем разница между тем, каким он был вначале, и каким он стал сейчас?

С момента основания Zelmershead мы стараемся придерживаться принципа — do it yourself. Весь процесс, начиная от записи и заканчивая мастерингом,— всё выполняем сами, на своей технике, или используя то, что можем получить бесплатно. Бесплатность — важная часть концепции. Отношение к музыке не как к продукту освобождает от влияния конъюнктуры, необходимости нравиться, подстраиваться под тренды и прочих сделок с совестью. И если лейбл не настаивает на том, чтобы релиз был платным — мы всегда предпочитаем бесплатный релиз с возможностью пожертвований. Относительно изменений: как мне видится, мы стали придирчивей к себе. Значительно возросло среднее время работы над треком. Раньше хотелось выпустить релиз поскорее, сейчас количество отошло на второй план, работаем скрупулёзно и вдумчиво.

Какие твои основные инструменты при работе над материалом?

В основном это Absynth, Reaktor, Battery, Massive. Сборка в Logic Pro X.

Всегда ли ты четко представляешь тот трек, который начинаешь писать?

Никогда. Вначале я еще пытался как-то продумывать трек заранее, но быстро понял, что это пустая трата времени. Все равно он вывернется и станет чем-то совершенно другим. Не в последнюю очередь влияет тот факт, что я не музыкант. Я не владею ни одним музыкальным инструментом, для меня до сих пор самым действенным способом придумать базовую мелодию, инкунабулу, остается хаотичный стук по миди клавиатуре. Затем в полученном «облаке» я нахожу какую-то гармоническую основу, и удаляю все лишние ноты.

А в детстве ты как-то соприкасался с музыкой?

Я рос в информационно-бедные 90-е. В коммунальной квартире киевского гетто у метро Комсомольская (Черниговская). У папы был аудионабор из проигрывателя пластинок и усилителя Вега с колонками Радиотехника, так что раннее знакомство с музыкой, как явлением, произошло через его аудиотеку с Пинк Флойдами, Кино и прочим. Искать что-то новое и другое тогда было делом непростым. Знакомство с электроникой произошло чуть позже, мне было лет 12, у меня уже был двухкассетник, и дедушка подарил мне на день рождения несколько кассет, выбирал их он, видимо, просто наугад. Не помню, что там было еще, но одна из них была Prodigy – Experience. Это позже Poison будет раздаваться из каждого окна, а на тот момент это было для меня абсолютное открытие. Сейчас могу с уверенностью сказать, что Weather Experience – один из наиболее повлиявших на меня треков ever. А первый свой трек я написал в 1999, меня к этому подтолкнула серия статей «имеющий уши» из журнала «Мой компьютер». Я тогда крутил rebirth и собирал в acid. Еще было несколько синтов типа unity-ds, но работали они паршиво, а о pentium II 400 я мог только мечтать. Так я наклепал дома пару дисков под названием Future Sound of Kiev. О Future Sound Of London я на тот момент слышал, но непосредственно их музыку еще нет, и потом это обернулось большим разочарованием. От этого названия в голове рисовалось что-то намного более «иное». А затем я пошел учиться на звукорежиссуру, и, неожиданно для себя, увлекся кино. Музыка была заброшена на много лет.

Как складывались твои отношения с рок-музыкой?

Бывало по-разному. Бывало, что и на басу играл, но сейчас в моей шкале ценностей тембр стоит на порядок выше мелодии. А с тембром в гитарной музыке царит однообразие. Мне непонятна ценность саунда дорогой примочки, если с некоторыми вариациями этот звук один и тот-же у всех. Конечно, есть и исключения: Archive, How to Destroy Angels, Marina Topley Bird — у них есть гитары, что не мешает им быть у меня в медиатеке. В какой-то момент к этому сегменту потерялся интерес, сейчас вокруг навалом другой интересной музыки.

Screen Shot 2015-06-28 at 12.29.52 AM

А что скажешь про The Doors?

Таких больше не делают :) В медиатеке присутствуют, время от времени слушаются.

Что объединяет те группы или проекты, которые тебе интересны?

Минимальным достаточным условием является отсутствие гитар и тега хаус. В остальном это может быть что угодно, но особое предпочтение отдается музыке, в которой есть что расслушивать, которую нужно воспроизводить снова и снова, чтобы найти все, что в ней спрятано. Как в хорошей книге. И тем не менее в моем плейлисте одновременно легко уживаются pan sonic, kid koala и biosphere.

Как относишься сейчас к первым работам Zelmershead?

Несмотря на все техническое несовершенство, первые релизы: WhiteSideBlack и Invisibles остаются у меня одними из самых любимых. Треки из них присутствуют практически в каждом концерте, и, наверняка, в скором времени мы их пересоберем нормально и сделаем второе издание. Если будет время.

Расскажи про свой новый материал. Что изменилось в подходе ко звуку?

В написании треков в этот раз все в процессе изменений. Основа нового рабочего процесса — отказ от сетки и четкого темпа. Каждый такт каждого инструмента должен хотя-бы минимально отличаться от предыдущего. Никакой штамповки, квантизации и арпеджиаторов. Все элементы проработаны и связаны с остальными вручную. Времени на это уходит уйма, но результат того стоит — трек дышит, он живой. Некоторые треки сразу же разрабатывались по этой схеме, но есть и такие, которые в виде заготовок лежат уже очень давно. Такие перебираются, в чем-то переосмысливаются, нередко в финальную версию не входит ни одной дорожки из начальной или даже какой-то промежуточной стадии. Все, что вызывает подозрения, что оно лишнее – безжалостно вырезается.

Как ты относишься к тому, чтобы наследовать какую-то моду или тенденцию в современном звучании? Хорошо это, или, может быть, плохо?

Плохо отношусь. Треки по брендбуку — очень, очень скучно.

Чем ты объясняешь возросший в последнее время интерес к музыкальной стилистике 90-х годов (в электронной музыке в том числе)?

Выросло поколение, для которого девяностые — объект ностальгии. А выросло — значит стало платежеспособным. Спрос рождает предложение.

Какой ты представляешь себе музыку будущего?

Персональной, пожалуй. По тому же принципу, по которому сейчас функционируют потоковые онлайн сервисы. Только вместо подбора из существующих треков софт будет генерить треки на лету, по критериям пользователя.

Треки Zelmershead — сумрачные, неспокойные, обволакивающие. Их не назовешь легкими и расслабляющими. Что, по твоему, делает их такими напряженно-мрачноватыми?

Она слабо освещенная. Такой звук я хочу слышать, когда в три часа ночи набиваю трубку во время прослушивания нового куска на балконе 16-го этажа с видом на огни промзоны. Я визуал, и все новые треки вначале появляются в виде идеи-картинки, к которой я потом подбираю звуки. Это музыка для слушания, она сделана, чтобы обволакивать. 
20131226-_MG_6889

Раз ты визуал, то тебе, наверное, уже приходили идеи насчет клипа?

Конечно, но я, как работник кино, слишком хорошо знаю, что такое производство ролика на 5 минут. Без бюджета и команды это займет очень много времени. А нехватка времени – одна из основных моих проблем. К тому же, это всегда интересно, когда другой человек, режиссер, интерпретирует твою мысль и из этого знакомого тебе материала получается что-то новое. Я за свободную режиссуру.

Интересно ли было бы тебе написать саундтрек к какой-нибудь кинокартине?

Я пробовал писать музыку на заказ. Вообще не получилось. Мне нравится, что хотя бы здесь у меня нет дедлайнов, артдиректоров и брендбуков. Все это и так присутствует в моей жизни в количестве более, чем достаточном.

Нравится ли тебе взаимодействовать с другими музыкантами?

Конечно. Как я уже говорил – сам я себя музыкантом не считаю, так что из такого взаимодействия мне всегда есть что почерпнуть

556726_430799077036439_742008215_n

Случалось ли испытывать зависть, что какая-то музыкальная идея пришла к кому-то раньше, чем к тебе?

Нет. Никто не может тебе помешать интерпретировать по-своему чью угодно идею, чья бы она не была. Ну а в моем случае, в процессе реализации любая идея трансформируется до неузнаваемости, и много раз.

У меня сложилось впечатление, что большую роль в звучании Zelmershead играет пространство, объем помещения. Расскажи немного об этом

Да, мне нравится «широкоугольный», панорамный саунд. Звук — это тембр плюс условия, где он происходит. А вот за реалистичностью, физической корректностью я не гонюсь. Это галлюцинация, тут все может быть.

Важны ли для тебя отзывы слушателей, если ты уверен в материале?

Я никогда не бываю полностью уверен в материале. У меня нет мониторинга, а мои аудиоинженерные навыки скудны. Но если речь идет об отзывах вкусовых, наподобие «нудное говно». То я, конечно, быстренько прогоню экспресс тест «а не говно ли я делаю». Но особого отклика такой отзыв не вызовет. Я прекрасно отдаю себе отчет, что музыка Zelmershead очень нишевая.

Что, по твоему мнению, убивает творческое начало в музыке?

Желание нравиться широкой аудитории. Работа строго в жанр «сегодня я делаю дипхаус». Ну и стремление к полной и окончательной монетизации. Хотя, это все суть одно и то-же, просто разные проявления. Коммерческая музыка все ближе и ближе к алгоритму. Хочется держаться от нее подальше.

С какими сложностями приходилось сталкиваться на протяжении существования проекта?

Ты знаешь, ничего примечательного. Обычные бытовые проблемы. Нехватка времени на сон из-за работы над треками, горелая техника, гитаристы в лайнапах.

Что является твоим «поводом для гордости» сейчас?

Учусь делать мастеринг на коленке. Вроде получается, горжусь :) Ну а там посмотрим…

Какой концерт Zelmershead запомнился тебе больше всего?

Последний концерт в Mezzanine. В апреле. Я впервые искренне получил удовольствие от игры, а не стресс, как обычно. Это было на Speaker Festival, что-то там, видимо, произошло. Мы вернулись по домам глубокой ночью, и уже к рассвету была готова заготовка на первый трек из нового альбома. С тех пор его и пишем.

IMG_2909

Как складывались ваши отношения с зарубежными лейблами?

Те, с которыми эти отношения, были — это крохотные локальные нетлейблы с бендкемпом. Так что и ожиданий от них особых не было. Получили номерок, опубликовали — вот и вся история

Что формирует твой собственный музыкальный вкус?

Основной источник — soundcloud. Обмениваться музыкой с друзьями как-то давно уже прекратили. Теперь каждый сам себе сталкер.

Как тебе удается писать музыку в условиях нехватки времени?

В основном в ущерб сну. Я люблю работать ночью, я люблю работать подолгу подряд, так глубина погружения намного больше, можно пробовать варианты, искать. Хоть времени и нет — все равно не спешить. Но при этом бывает, что горячая стадия проекта на работе, как было с сентября 2014 по апрель 2015 — вообще не дает отвлечься на что-то еще кроме фильма, приходится брать перерыв. Но несмотря даже на видимое бездействие в такие периоды — процесс все-равно запущен. Всего лишь вопрос времени.

Ты говорил, что не владеешь музыкальными инструментами, как таковыми. Не мешает ли это тебе в живых выступлениях?

Очень мешает. Неразработанные пальцы и волнение (я интроверт, для меня сцена — каждый раз глубокая эмоциональная встряска) приводит к тому, что практически каждый концерт случаются ошибки. Иногда ну совершенно идиотские. После того, как закончу работу над альбомом, первым делом буду перестраивать свой живой сетап, чтобы больше такого не было. Нужно играть хорошо, или вообще не играть.

Читай также:

«Sorrow Leads To Salvation — что-то вроде моего личного дневника, который я не стесняюсь публиковать», —Слава Пакалин, Sorrow Leads to Salvation

2 апреля

Эксклюзив: Zelmershead готовят новый EP Closer

29 апреля

«Более счастлив тот, кто не привязывается к результатам своего труда.» —Андрей Уваров, Ultra Vague Recordings

20 марта

Sorrow Leads to Salvation выпустил EP Wound Theory. Act I: Ghosts

31 марта

«Я уверен, что всегда будет место для полностью акустической музыки», —Виталий Симоненко, Simon Stone

28 апреля

«Музыка — это эмоции, запечатленные в нотах и звуках», —2Sleepy

5 марта

  • Fudo Kazuki

    (y)

  • Alex Zinchenko

    Все по делу.

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"