Интервью/Плейграунд

«Приклеив лейбл “краутрок” к себе, мы были обязаны ознакомиться с материалом»,

—Геннадий Бойченко, Indirect

Алексей Андрущенко

Алексей Андрущенко,

19 июня

indirect_670

Группу Indirect никак не получается назвать молодой – этот одесский коллектив существует с 2007 года. Причудливая смесь из приджазованного краут-рока и прогрессивной психоделии, странная и непростая музыка, мелодичная – и в то-же время размеренно-машинальная, репетативная, пульсирующая и живая – она, кажется, таит в себе больше вопросов и загадок, чем ответов.

Не так давно, киевский лейбл Muscut совместно с магазином Diskultura выпустили семидюймовую пластинку Indirect – Waltz/Herb, которая была с восторгом встречена ценителями аналогового саунда и многослойной музыки.

Откуда же в Одессе появился краут-рок? Как развивался этот коллектив и с чем довелось столкнуться ему на пути? Какую роль в творчестве коллектива сыграла старая аптека, фрагменты которой мы видим в оформлении Ab Pharmacy? Об этом  мы поговорили с клавишником Indirect Геннадием Бойченко .

Изначально группа играла импровизационную музыку. Как произошел переход от такой музыки до более стабильных форм?

Изначально Indirect состоял из студентов-художников, правда тогда у нас не было названия. Музыка нас интересовала как художественное ответвление, перформанс. Мы делали записи на mp3-плеер Transcend, который оставляет папку micin.dir. Так что когда мы ссылаемся между собой на этот материал, эту группу мы называем micindir. Все сессии micindir были one-off перформансами (в то время нас вдохновляли такие коллективы как Throbbing Gristle, а также другие группы из NWW list). Здесь можно услышать самую первую запись этого трио. Потом был поиск места, студии-мастерской, где всё это было бы возможным. После нескольких проб и ошибок мы нашли Аптеку.

После года (примерно) «игры» в таком режиме, стали выкристаллизовываться самые примитивные музыкальные формы, отдалённо напоминающие пост-панковые формулы (наслоение репетативных партий). Лично меня всегда толкала вперед (и фрустрировала) мысль: а что будет, если взять здесь ЭТИ ноты? Какие из них работают, а какие – нет? Как соотносятся звук/дисторшн/фильтр и ноты на клавиатуре? Никто из нас не имел ни малейшего представления о строении музыки, никакого музыкального опыта (даже детской музыкальной школы). Поэтому все гармонии наших первых вещей состоят из чистых квинт и кварт :). Таким образом, в процессе обучения мы пришли к первым композициям. Таким примером может служить 1st Movement из Ab Pharmacy.

Какой самый длинный джем у вас был?

Аптека была работающей, так что там был график, когда её нужно было «ставить под охрану» (включение сигнализации и звонок на пульт охранной службы со словами: «Аптека № 326 закрыта»). Часто мы там проводили по 12 и более часов. Постоянно что-то звучало. Были перерывы на обед.

Играете трезвыми обычно?

Да. Исключение составляют записи Wildstyle Crew (планировались как Party-record музыкантов нашего круга) и концептуальный альбом Nite Spies indirecy II (который планировалось отдать на реализацию в торговые точки по продаже спайсов в виде кассет. Но не пошло). Indirect и музыка которую мы сейчас играем – максимально трезвые, с дотошным аналитическим подходом к деталям.

i8DvgD9V7pE

Indirect, Indirecy 1, Indirecy 2, 3ther – в чем разница между этими проектами?

Indirect – это группа, которая существует с 2007 и прошла путь эволюции и взросления. Креативное ядро – Я и Антон Остромецкий (барабаны).

Indirecy II – к нам присоединился гитарист и продюсер Алексей Волусунов (Hateyouall, ex-Flieschesmarkt). У нас произошёл креативный взрыв и с 1 по 4 октября 2012 года мы отрепетировали, записали, отмастерили и даже сделали несколько копий альбома Nite spies.

Indirecy I – через какое-то время Алексей ушел из группы, и мы решили попробовать тот же материал играть электронными средствами. Антон начал осваивать драм-машину, я обзавёлся фильтрами, дилеями, фейзерами. Результат можно услышать здесь.

3ther – этот проект пока в эмбрионическом состоянии. Когда найдутся подходящие музыканты, он будет реализован.

На многих афишах и в интернете вы подписаны как краут-рок группа. Были ли у вас периоды ухода в другие стили?

Мы искали такую музыку, которая была бы похожа на то, что мы делали. Приклеив лейбл «краутрок» к себе, мы были обязаны ознакомиться с материалом. Одна из моих любимейших краутроковых групп – Xhol Caravan, – играли джаз-рок, вдохновляясь Джоном Колтрейном, при этом записи Harmonia звучат абсолютно чуждо нашей реальности. В нашей музыке мы использовали клише стиля, но в процессе обучения и эволюции это казалось абсолютно логичным. Аппаратура, которую мы использовали сама подталкивала нас этому звучанию, а музыкальный навык позволил такую степень свободы.

FoGqXgDbbAw

Расскажите немного об одесской сцене? Что она из себя представляет? Какие стили сейчас преобладают там? В Одессе есть где выступать?

Я не могу утверждать, что знаю всю одесскую сцену, но постараюсь очертить некоторые течения. Начнём с рока. О тяжелой сцене имею самое смутное представление. Есть несколько стоунер-команд (Hollow sun, Mother witch and dead water ghosts), пост-рок (The best pessimist и Drawing the endless shore – один и тот же человек), no wave (Сестра хамелеон), поп-рок не мониторю.

Джазовая тусовка состоит из профессиональных музыкантов. Они играют стандарты, свои вещи, фанк/поп. Есть очень хорошие музыканты, но, к сожалению, общий уровень игры провинциален (хуже джемов в Киевском 44).

Хип-хоп тусовка крутится вокруг традиционной вечеринки в клубе WKAF, где представлены в основном ребята с пролетарских районов Одессы. Хип-хоп вообще явление предельно локальное, поэтому в каждом дворе могут быть свои битмейкеры и МС.

Есть креативный кластер вокруг PSrec, который частично входит в клубную танцевальную тусовку. Танцевальная музыка (techno-house) довольно развита в Одессе. Есть несколько активных групп, проводящих разные вечеринки. В частности, я играл на мероприятиях СИСТЕМЫ как Potreba. Эта сцена очень жива. О происходящем в мейнстримовых клубах я не знаю (скорее всего там «происходит» Deep House). Есть ещё «творческие одиночки» – странные эксцентричные чудаки, которые пишут музыку или балуются с аппаратурой.

Как Indirect мы обычно играем в клубе Выход — самый авторитетный и старый арт-клуб в Одессе. Много дней посвящено разнообразным джемам, не так много кавер-бэндов, хотя упор всё же на сонграйтеров. В остальных местах предпочитают кавер-группы, стандарты, более-менее известных артистов. С другой стороны, танцевальная сцена предлагает большую аудиторию, но свой жесткий формат как в атмосфере, так и в музыке.

x_592d514c

Вы начали издаваться на кассетах до того, как это стало модно. Считаете ли вы этот формат каким-то особенным, или для вас, в принципе, все носители хороши?

Мы начали записывать наши джемы на кассеты где-то в 2009-2010, параллельно с компьютерной записью. Дело в том, что я не всегда приносил лэптоп, но в студии всегда был кассетный магнитофон Sharp с приличным качеством записи, а с компьютерной записью у нас всегда были технические проблемы, иногда целый день уходил на отстройку системы. На магнитофоне нужно было просто нажать на REC.

Кассеты всегда вызывали у меня ностальгию по детству, нашим джемам подходила такая эстетика. У меня есть целый кассетный архив записей 2009-2011 годов в 2-х трэковом формате, и архив 2012 – 2014 в 4-х трэковом формате, поэтому для меня кассеты закреплены за неким периодом моей жизни (это помимо детской ностальгии). Также это очень дешевый формат – поначалу я просто переписывал старые ненужные кассеты. Когда я стал выпускать альбомы,  я озадачился вопросами полиграфии, оформления. Но по опыту, только у 1 из 100 человек есть железо, на котором можно послушать ту или иную кассету. Так что я жду физический формат, который тем не менее DIY-friendly.

Какой был самый странный концерт, который вам довелось отыграть?

Наш первый «официальный» концерт, – т.е. за пределами узкого круга знакомых, – мы играли 24 августа 2009 года. В то время слышать « – Слава Україні! – Героям Слава!» было очень непривычно. Что и говорить – в то время наци-подполье делилось на про-Украинский и про-Российский сегмент, так что была велика вероятность, что это воспримут враждебно. Нас туда, что называется, просто «занесло» – через знакомых-знакомых-знакомых, которых спросили о возможности где-то поиграть. Никто из нас не выделялся особенной политической, тем более наци-позицией. Эти вещи были скорее в области провокации, чем в принятом дискурсе в наши дни. Играли всю ночь.

sPuQuQVHuNY

Как ты относишься к поп-музыке?

Отлично отношусь. С удовольствием спродюсировал бы кого-то из украинской попсы (поработал бы с кем-то, если менее претенциозно). Для меня музыка – это такой себе улей, аквариум, лес – некая экосистема. Общение, смена поколений, уважение к традициям – непременное условие развития культуры в целом. Также в поп-музыке есть такой интересный момент: всё вращается вокруг личности артиста, и почти наверняка этот артист харизматичен. С конкретным материалом работать всегда проще чем с абстрактным.

Что, по твоему мнению, является самым важным в музыке?

Тут я процитирую немного «Хроники моей жизни» И.Стравинского:

Неважно, вдохновлена ли Третья симфония фигурой республиканца Бонапарта или императора Наполеона. Все дело только в музыке. Но толковать музыку — рискованно, это требует от толкователя ответственности. Поэтому некоторые предпочитают рассуждать «вокруг да около». Так легче, и можно прослыть глубоким мыслителем.

В этой книге постоянно всплывает мысль о том, что чувств в музыке нет, просто они появляются при воздействии некой силы на нас, и как часто происходит, мы путаем причину со следствием.

Экспериментальный музыкант Dubdelight как-то упоминал про домик у Черного моря, напичканный старыми инструментами и аппаратурой, где ему довелось успешно поджемить с вами, и, кажется, даже что-то записать. Что это за место?

Честно говоря, затрудняюсь ответить. Я не могу вспомнить ни одного джема с Дабделайтом.

OydXsNLiw8M

И немного про аппаратуру и инструменты. Что это за необычный DIY-модульный синтезатор, которым обзавелась группа в 2010 году?

На определённый период меня увлёк аналоговый саунд, мне был интересен его секрет. Меня не устраивало положение, в котором технология приобретает магические/религиозные черты, становится объектом мистики и загадки. Где-то с 2008 я занимался пайкой (soldering) всяких мелких приборов, примочек, разбирался с работой электроники, разных эффектов, принципами их работы. В 2010 произошёл пик этого интереса, и я сделал этот синтезатор. На видео он подключен к компьютеру по системе Silent Way.

Позже я стал разбирать его на модули, создавая отдельные приборы, т.к. потерял интерес к такому звучанию. Формат advanced stompbox для меня в тот момент был гораздо ближе (~moogerfooger). Конечно же я не собрал его обратно! Этот прибор научил меня обращаться с обратной связью, перегрузкой и фильтром. К сожалению, надежды на открытия в гармонии он не оправдал (2 osc + FM – два осциллятора и частотная модуляция – ред.).

 Доводилось ли вам ездить в туры? 

Были периоды, когда мы играли каждые выходные несколько месяцев подряд (1, 2, 3 выступления). Туров, где бы мы играли каждый день, у нас не было, но желание такое организовать всё ещё присутствует.

В каких еще проектах задействованы участники Indirect?

Я занимаюсь также электронным проектом Potreba. Иногда произвожу треки для других людей, записываю других музыкантов.

Барабанщик Антон Остромецкий также имеет электронный проект, иногда мы играем b2b-сеты.

Алексей Волусунов, который периодически играл с нами в 2012-2014 г. занимается Hateyouall.

Расскажите про запись Podval Sessions? Кто такой IMMERSECHZEHN? Почему вы решили выставить мастер-кассету с этого джема на продажу? У вас же не останется копии, получается?

Это запись лета 2011 года. Время самых продолжительных джемов, которые у нас случались. история записи хорошо описана на нашем bandcamp.
Immersechzehn – это участник проекта Saint Kurva Trio, это всё что я могу о нём сказать. Я резал плёнку на самой кассете (чтобы её отреставрировать и «подсобрать» материал), сама она взята в машине моего отца, где долго «набиралась вайба». В итоге получился некий артефакт, произведение панк-искусства. В связи с этим и единственный экземпляр.

На самом деле здесь больше иронии над лоу-фай культом, чем концептуальных заморочек. Эта вещь просто о том, как мы «had fun».

 
Расскажите про видео Waltz. Это ваша вторая видеоработа? Его режиссером стал Артур Майн из группы Blacklazer. Как вы познакомились с ним? Как появилась сама идея клипа?

Когда мы работали над альбомом Ab Pharmacy с продюссером Димой Николаенко, Waltz был выбран как якорь этой работы. В последствии он стал и синглом. Раз есть физический носитель, почему бы не сделать к нему видео? С Артуром, и тогда ещё действующим Blacklazer’ом мы познакомились где-то в период I love kiev 2011 (киевский музыкальный и арт-фестиваль – ред.). Позже, ребята приезжали играть в Одессе. Так что он знал, чем мы занимаемся, ещё давно. Дима показал Артуру нашу работу, Артур предложил снять видео. Он снял его на условии невмешательства в его работу. Сам материал видео собирался Артуром на протяжении года. Я думаю здесь просто «сошлось» – наша музыка и его режиссёрские опыты. Waltz стал вторым нашим видео. Первое готовилось для перформанса одесского художника Вацлава Юташа Зюзина. Это провокативное видео, которое хоть и обладает неким шармом, всё же является первым блином в этом деле.

А что касается вашего релиза Ab Pharmacy?

Я открою небольшой секрет: в mp3-тэгах альбома прописаны интересные подробности каждого из трэков. Если вкратце, эта работа писалась на протяжении 5-ти лет, и в очень сжатом виде включает в себя всю эволюцию нашей группы. Эти 6 трэков мы записывали в 3-х разных студиях, но только одна из них была арендована, в записи участвовали 3 разных состава (с которыми мы играли продолжительное время), технологии и инструменты почти не повторялись (16 бит наложением, 24 бита «стенкой», аналоговый 4-х трэк «стенкой», с метрономом, без него и т.д.), сведение и мастеринг варьировались: от простого рендера в программе-мультитреке, до прогонки нескольких дублей трека через плёнку, где все они звучат одновременно, мой сетап клавишных менялся от миди через аналог к цифре. Это был поиск «того самого» нужного звучания. В целом, это был период интенсивного поиска и интересных открытий в музыке. Наш подход я бы описал так: вместо продуцирования похожих вещей согласно одной формуле и одному методу, мы придумывали для каждой вещи свой метод, свою формулу, свои правила игры. В процессе работы мы создавали множество вариантов одной и той же идеи, но выбирали только одну. Если отсортировать трэки хронологически:

  • 1st movement был самой ранней нашей работой, и представлял собой иногда целый лайв-сет.
  • Waltz. Единственный трек с альбома, записанный в чужой студии на 24-битную систему и сведённый дабовым методом (стиль работы с аппаратурой, предполагающий исполнение микса, приравнивание инженера к музыканту в процессе микширования. В стиле King Tubby и Lee Perry).
  • Apothecarius. Мы называем её click song. С ней связан целый комплекс образов. Была написана весной, и мне кажется, это передалось.
  • Preparatio #4. То что вошло в альбом – Nth. Поколение этого альбома (я бы даже сказал идея-формула, к которой мы возвращаемся до сих пор).
  • Herb. Эта вещь несёт в себе мистическую/магическую атмосферу, глубже чем подразумевает название. Это единственная вещь, в которой музыка волшебно пришла во время записи.
  • Rise. Эта вещь указывает в будущее, даёт намёк на что будет похожа наша следующая работа.

Расскажи еще про аптеку, где вы записывались и репетировали?

 Аптеку я описывал подробно ранее. Это была одна из студий, где был записан Ab Pharmacy, но она стала его ядром, смысловым и саунд-образным центром. Аптека, кстати, была рабочая, и наше пребывание на её территории было не совсем легальным. В какой-то момент она была приватизирована, и только потом заброшена. Само место было вдохновляющим и имело артефакты предыдущей эпохи. К сожалению, теперь всё уничтожено.

a0100286494_10

Пластинку Waltz выпустил Dmytro Nikolaenko, создатель лейбла Muscut и, по совместительству, экспериментальный музыкант. С кем еще из украинских «экспериментальщиков» вы поддерживаете связь? 

Альбом, кстати, выпущен совместно Muscut и Diskultura. Дима услышал нас году на «Побойся бога», где мы играли вместе с Emblika Quail, и Zhiguli. Тогда это было клавишное трио. Где-то в это время мы стали общаться с Dj Mavr о будущем альбоме. Объединёнными усилиями в 2014  был выпущен Waltz как 7″, и Ab Pharmacy, как диджитал. Поддерживаем связь с Melting Clouds в Киеве и Zsuf в Тернополе.

Читай также:

Вышел клип Indirect — Waltz

2 марта

Новый альбом Nikolaienko — The Sounds of Pseudoscience выйдет в июне

19 марта

Киевский лейбл Be Music Publishing выпустил deep house компиляцию

24 апреля

Nikolaienko и Indirect готовят совместный релиз Ode To The Sea

7 сентября

V/A – Electric Funeral Cafe compilation (2015)

16 марта

«Мне кажется веселье – это то, чего нет, но все врут друг другу, что оно есть» —Рома Гаврилюк, Blagodat'

21 мая

  • Dego

    good

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"