Интервью/Плейграунд

«Мои детские мечты и развитие моей группы скоро где-то встретятся»,

—Игорь Сидоренко, Stoned Jesus

Катя Тугушева

Катя Тугушева,

12 июня

stoned_jesus_kt_22

Киевская группа Stoned Jesus не нуждается в особых представлениях: они давно признаны в Европе, и любимы в Украине. За 5 лет своего существования музыканты записали 3 полноформатных альбома, откатали семь зарубежных туров и собрали на Facebook 40 тысяч поклонников.

Мы встретились с лидером группы Игорем Сидоренко и поговорили о первых музыкальных воспоминаниях и детских мечтах, любимых гитарах и концертной магии, и о том, что нужно делать начинающим группам.

У меня не было выбора: папа играл на гитаре в группе. И я с детства был во всем этом.

У моей сестры была очень крутая кассета, с которой у меня связаны мои первые осознанные музыкальные воспоминания. На первой стороне там был альбом Cranberries No Need to Argue, но дальше песни Zombie я не слушал обычно. Мне она очень нравилась. А на второй стороне – Unplugged in New York Nirvana – без первой и последней песни – так он как раз помещался на 45 минут одной стороны.

Nirvana сразу стала моей любимой группой, а Unplugged до сих пор любимый их релиз. Я покупал все их альбомы, все бутлеги. В Свердловске меня знали продавцы всех музыкальных магазинов и ларьков на рынке

Был один очень крутой момент. У меня была кассета с концертом Nirvana Sermon on the Mount, там еще чуть ли не единственная концертная запись песни You know you’re right. Курт там что-то невнятно говорит про песню, непонятно. На кассете песня обозначалась как I’m a Mountain. Эта фраза крутилась у меня в голове с 2000 года.

Свердловск, где я родился и вырос и Луганск, где я учился, очень сильно отставали в музыкальном плане. В Киеве, например, во всю уже гремела группа ТОЛ, мы даже видели ее по телевизору, а у нас вообще ничего подобного еще не было.

Я сам рисовал обложки для кассет и делал какие-то компиляции, составлял сборники музыки в детстве. Мне хотелось, чтобы песни шли в конкретном порядке, а потом это все привело к тому, что я захотел делать свои песни.

Меня дико котировал главный хулиган в классе, потому что я играл на гитаре. И меня не гнобили за длинные волосы.

Первую песню я написал в 1998 году, мне было 12 лет. Песня называлась Оld Cadillac. Там было про друзей, которые едут в Калифорнию навстречу неизвестному.

Сначала все просто записывал на диктофон, под гитару. А потом у меня появилось что-то типа группы, мы назывались Агидель. Мне было 12 лет, и я играл на барабанах. Это был околорусский рок.

Наше первое выступление было на предновогодней дискотеке в местном ДК и был полный зал.

stoned_jesus_kt_12-1

Однажды у меня настал момент, когда я думал, что уже все послушал в музыке. Но 1 августа 2003 года мы поехали с родителями по каким-то делам в Луганск. Там я зашел в свой любимый музыкальный магазин и попросил что-то посоветовать. Продавец посоветовал первый альбом группы Marillion. Я пришел домой и сел слушать – ну диск как диск. А потом послушал на следующий день, и на следующий, а потом 2 раза в день и так весь август. Я включал вентилятор, ложился на пол и просто слушал этот альбом.

На гитару меня мама отправила лет в 9 или 10, причем со словами, что если вдруг будет тяжелая ситуация, сможешь постоять в переходе и поиграть. Представляешь, какой уровень мотивации для 10-летнего ребенка, которому говорят что твое будущее – стоять в переходе и играть на гитаре.

Мне жутко не нравился первый год в музыкальной школе. Эти упражнения, гаммы, слезы. Я еще не слышал Nirvana и у меня был типичный несформировавшийся детский вкус. Я тогда очень любил хип-хоп, и все мои друзья тоже были реперы. Какая гитара?

На 4 году обучения в музыкальной школе я услышал Led Zeppelin и все! Тут я понял, ради чего я занимаюсь. Меня просто переклинило!

Что я слушал, то я и пытался играть и сочинять. Сначала это был гранж. Вдохновился какой-то песней и давай записывать что-то свое, делал по альбому в месяц, да я просто штамповал их. Послушал Wish You Were Here Pink Floyd и тоже решил сделать такой альбом. Сейчас я понимаю, что это был полный маразм, но тогда мне казалось, что я в какой-то мере – продолжатель идей. Мне 16 лет, а я сделал такой же альбом как у Pink Floyd.

Из всех песен, которые я сочинил с 1999 по 2004 годы, я могу назвать песен пять, которые на самом деле хорошие. А три из них я бы не стыдился сейчас сыграть.

В юности я представлял, что в 30 лет сыграю на стадионе Wembley, а в 40 – у меня будет тур с Metallica на разогреве. Мне было 13-15 лет.

Мои детские мечты и развитие моей группы скоро где-то встретятся. Раньше это была просто мечта, а сейчас это цепь взаимосвязанных событий, которые ведут к ее достижению.

Первое, что у меня получилось более менее – это запись Arlekin. Я сам все сыграл и записал в виде дэмки (2008 год). Очень полезно, когда сам все умеешь, не нужно никого упрашивать, никому рассказывать, как и что играть. Просто взял и записал.

Я знаю, что я неплохой гитарист. Но это исключительно потому, что я усердно учился. У меня был очень серьезный преподаватель – из тех, которых ученики боятся и хотят заслужить его авторитет. В духе фильма Whiplash.

Многие спрашивают, как играть I’m The Mountain. Когда-нибудь я специально запишу видеоурок.

Группы, которые ограничивают себя каким-то одним жанром, изначально обречены на провал.

В музыке должна быть профессиональная форма и свое содержание, а не простое копирование группами друг друга.

Одна из моих любимых групп – Van der Graaf Generator – распалась в свое время из-за того, что двое из участников женились! Я думал, что команды такого уровня не разваливаются из-за подобных мелочей. Но у них тогда все крайне печально было в финансовом плане, а коль женился – изволь содержать семью. Музыка же стабильного дохода, как правило, не приносит.

Когда ты начинаешь много турить, попадаешь на всю эту кухню, видишь любимые группы и много начинаешь понимать. Одни пьяные на сцену поперлись, другие – несыгранные, третьи – вообще офисные менеджеры, которые раз в год выступают. У меня в голове очень многое поменялось.

stoned_jesus_kt_20

Когда у нас вышел The Harvest, через час после выхода мне написал один из знакомых, что “альбом классный, послушал. Давай следующий”. Какой следующий? Это минимум 2 года, если не 3. Этот альбом мы делали 3 года, 3 года моей жизни! За это время мы потеряли барабанщика, ездили в туры, у каждого были работы, еще что-то.

Не хочется становиться продуктом индустрии типа Black Label Society. Это мрак.

Появился панк-рок и показал, что главное, когда ты выкладываешься по полной. Можно играть в маленькой комнате для 5 людей и это все равно будет круто.

Любая начинающая группа первые два года должна везде набиваться, как бешенная. Нужно, чтобы тебя увидели.

Когда мы начинали со Stoned Jesus, то играли везде: на каких-то Хэллоуин готик пати, новогодних вечеринках в Бинго, ездили в Донецк и Харьков себе в убыток.

После первого тура мы вернулись другой группой. Я пересматриваю это видео, как родители смотрят на первые шаги своего ребенка. Именно в турах музыкант оттачивает свое мастерство.

В экстремальных условиях ты закаливаешься как музыкант, поэтому нужно много выступать. Если все время репетировать у себя в гараже, это не даст такого результата. Надо играть для зрителей, на сцене, в темноте. Разные люди, волнение, ненастроенный аппарат, неработающие микрофоны, но после всего этого ты готов играть вообще везде.

По поводу европейских туров очень точно рассказал в одном из интервью Женя Абдюханов из Jinjer. О том, например, что в туре, самое главное – суп, душ и сон. Это на самом деле главное. Может, у каких-то групп и есть в туре амурные приключения и прочее, но не у нас :)

Рок-звезда – это человек, очень далекий от творчества, тип который просто тусит. Поэтому я никогда не любил Motley Crue и прочих крашеных баб. Мне гораздо ближе диайвайный подход той же Nirvana.

Фильм Montage of Heck мне совершенно не понравился. Ничего кардинально нового о группе Nirvana вы не узнаете. Просто взяли одну сторону человека и раздули. Домашние съемки в квартире наркоманов. В этом совершенно нет никакой романтики. Я не хотел видеть Кобейна таким. Мне интереснее знать, почему музыкант написал ту или иную песню.

Во многих других сферах, которые не касаются музыки – я простой обыватель. Я могу просто сходить на фильм Mad Max, и мне понравится. И мне все равно, если мне кто-то скажет: а как же новый Фон Триер?

Мне кажется, что когда я начинаю говорить о музыке, я становлюсь занудным. Хорошо, когда есть люди, с которыми можно обсудить музыку. Мне очень нравится общаться на эту тему с Владом Ляшенко, например, с моими согруппниками.

В этом году я существенно сократил объемы потребляемой музыки – где-то сотню новых альбомов пока послушал. Понравились Elder, Anekdoten, Tribultaion, Citizen и Pobeda.

Stoned Jesus – это моя работа. У меня нет времени ни на что другое. И я думаю, что это кармически правильно – если ты на что-то нацеливаешься на 100%, оно у тебя должно получиться.

stoned_jesus_kt_15

Если ты делаешь музыку, которая тебе нравится, делаешь ее качественно и от души, то у тебя все получится. Нужно упорно гнуть свою линию, но не все к этому готовы.

В детстве я решил, что буду музыкантом и бьюсь до сих пор. Музыка – это труд, и во многом рутинная рутина, но я готов долбить головой эту стену. Я уверен в моих пацанах, уверен, что у меня есть чутье на какие-то штуки, я знаю, что надо делать и чего не надо. В рутинности пропадает магия, но и пропадает страх, что что-то не получится. Все получится, если ты что-то делаешь.

Музыкант должен следить за тем, что происходит в музыке и мне очень нравится копаться во всем этом.

Единственный наш альбом, который мне нравится от и до – это The Harvest. По сыгранности, по качеству, по материалу.

Родители всегда поддерживали меня во всех начинаниях. И это немаловажный фактор, очень важно, чтобы была поддержка и понимание.

Мы познакомились с Владом Ляшенко после Неформат феста в 2010 году. Он предложил нам сотрудничество с лейблом ІншаМузика. Мы были молоды и поначалу не шли на какие-то компромиссы, были недопонимания. Но сейчас мы гордимся нашей общей работой, и будем сотрудничать и дальше.

На украинской сцене много хороших групп: Somali Yacht Club, My Personal Murderer, Bomg, H.Soror, 5R6. Они все очень разные, но все талантливые и узнаваемые. Хочется собрать их вместе и создать тусовку, как вокруг тех же Amenra или Neurosis. Фестивали Winter Mass и Robustfest мы и стараемся делать по такому принципу – собираем вместе хорошие известные и малоизвестные группы.

Это офигенное чувство, когда ты на концерте слушаешь именно музыку. В последнее время я очень редко это испытывал. Но так во всем: ты начинаешь перенасыщаться.

Настоящая магия у меня была только на двух концертах в прошлом году: Pearl Jam и Swans. Swans – настоящие шаманы вживую. То есть головой я понимаю, что они делают, но сердце – просто в шоке от происходящего. А у Pearl Jam абсолютно искренний панк-рокерский подход, и это вдохновляет. Хочется сохранить это, чтобы не стать заложником индустрии.

В 14 лет я думал, что техника игры – самое главное, особенно когда снимал на слух гитарные соло Dream Theater. Но потом постепенно углубился в композиторсво. Сейчас я понимаю, что лучше быть классным автором, чем классным исполнителем.

Мой любимый гитарист – Джимми Пейдж.

Скандинавия и Британия – вотчины всех мировых музык.

Первая гитара, которую я купил – это Phil Pro, которая выглядит, как Les Paul Джимми Пейджа. На этой гитаре я записал первый Stoned Jesus. Многие спрашивают, как мы добились от нее такого звука, но нужно понимать, что дело же не только в звуке.

А первая гитара, которую я действительно почувствовал – это Gibson Les Paul, которую я называю “Baby Blue”. Купил ее в Копенгагене, когда мы были в туре с 5R6. Эта гитара до сих пор со мной. Половина альбома The Harvest записана на этой гитаре. Еще у меня есть черный Fender Jaguar и красный Vox. В этом плане я как девочка – если мне гитара внешне нравится, то я ее покупаю

У меня нет какой-то привязанности к гитарам, кроме Baby Blue, наверное. Т.е. если гитара свое отыграла, надо от нее избавляться. Или наступает момент, когда ты просто перестаешь ее чувствовать.

stoned_jesus_kt_33

Интересная история связана с покупкой гитары Hagstrom. Я купил ее в Киле (Германия). Зашел в магазин купить ремень для гитары, но как только я увидел этот Hagstrom, то понял, что мне нужна эта гитара. Звук у нее просто фантастический. И с того момента, как я ее купил, моя Baby Blue стала очень ревнивой, на ней постоянно рвутся струны. Серьезно, я верю в такие вещи.

Недавно понравилась одна гитара, Rickenbacker. Я брал ее у приятеля поиграть – 4 дня не выпускал из рук, даже сериалы с ней смотрел. Просто берешь гитару в руки, и начинает что-то сочиняться, гитара буквально за тебя играет. Как дверь в новую вселенную прямо!

Я могу сочинить песню в голове, ни разу не прикоснувшись к гитаре. Я просто знаю, как все будет происходить.

Чего я боюсь со Stoned Jesusэто повторений. Материал должен быть разнообразный. У нас нет ни одной похожей друг на друга песни, и я дико этим горжусь.

У нас три альбома и все три – разные. Первый First Communion (2010) – думовый, Seven Thunders Roar (2012) – психоделический. The Harvest (2015) – околопроговый. И каким будет четвертый, я не знаю.

Я хвалюсь и рассказываю всем, что Stoned Jesus отыграли 40 концертов за год. А потом захожу на setlist.fm и вижу, что Deftones, Rush или Iron Maiden, первые 3-4 года существования группы, каждый год давали 150-180 концертов! Как это физически возможно?

Я не могу бросить свою группу и уехать за границу. Да, там спокойней и комфортней. Но это совсем не гарантия. Ты становишься нелегалом. Быть каким-то уборщиком в кафе где-нибудь в Мюнхене только потому, что в Украине тяжелые времена?

Когда меня уволили с работы, я думал: как же я буду жить? Но все нормально, жизнь продолжается. Тут главное не слишком погрязнуть в зоне комфорта.

Иногда бывают минутные моменты слабости, когда все достает. И думаешь: зачем это все? Но потом – отыграл крутой концерт, и все становится на свои места.

Мне иногда снятся кошмары о том, что мне отрывает руки, или пропадает голос. Страшно, когда ты все ставишь на карту.

Все просто – делай хорошо и будет хорошо.

Фото: Катя Тугушева

Читай также:

Свежая видеоработа группы Stoned Jesus

6 марта

Репетиционное видео от Robustfellow и группы BOMG

5 марта

«За последние несколько лет группы в Украине проделали очень большую работу», —Филипп, Robustfellow

26 марта

«У нас есть группы покруче многих европейских коллег», —Игорь, 5R6

25 февраля

Stoned Jesus выпустили клип на Here Come The Robots

18 мая

Появилась концертная запись новой песни группы «Вагоновожатые»

15 апреля

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"