Интервью/Плейграунд

«За последние несколько лет группы в Украине проделали очень большую работу»,

—Филипп, Robustfellow

Алексей Андрущенко

Алексей Андрущенко,

26 марта

PhillO)))_3_2

Если вдруг вы еще не знаете, у нас в Украине уже давно проводятся фесты европейского уровня, хотя это и касается пока что только сладж-, стоунер- и психоделической музыки. Инициатор этих фестов — коллектив Robustfellow, который также по совместительству является лейблом, выпускающим, как выражается сам Филипп (один из создателей), «фетишные» релизы.

Откуда же берутся такие упрямые фанаты музыки, готовые вкладывать изрядную часть своей жизни и финансов в развитие пока еще немногочисленной психоделической сцены нашей страны? Одна из легенд гласит, что когда Филипп был еще совсем крошечным ребенком, дядя клал его возле громко работающего магнитофона, который прокручивал записи Genesis. Чтоб ребенок не плакал, конечно же… Может, именно это и привило нашему герою такую любовь музыкальному искусству. Мы встретились с Филиппом и подробно расспросили обо всем, что было интересно разузнать.

Расскажи немного о Robustfellow? Кто это, и что все это значит?

История уходит корнями в далекий 2009 год. Был такой замечательный блог Sludge Swamp, а еще это было время интернета с dial-up-соединением, когда ты полночи мог тянуть одну песню – и потом все утро слушать ее на повторе и получать дичайший кайф. В какой-то момент появились музыкальные блоги, и где-то к концу 2009 года закрылся Sludge Swamp, и еще на stonerrock.ru возникли проблемы из-за нелегального контента их начали как-то ограничивать. И мы с Валерой Stonezilla, участником группы Ethereal Riffian решили создать какую-то платформу, чтобы выкладывать и делиться музыкой. Думали над названием, и я предложил первоначальный вариант Creepy Robustfellow, что в переводе значит «Мрачный крепыш». Это фраза из вирусного ютуб-ролика, где дети читают стишки про супергероев, и маленький мальчик говорит: «А я — Человек-Летучая Мышь — мрачный крепыш!». Валера меня немного «остепенил», что, дескать, это уж чересчур. Поэтому мы оставили просто слово «крепыш» – Robustfellow. Таким образом мы закрепили лейбл, зарегистрировали блог и в 2010 год уже вошли вот в таком формате. Мы выкладывали там всякие редкие альбомы, которые никто нигде не выкладывал, делали CD-рипы… Вот такая была изначальная концепция.

_Robust Motivator (2)Так это дело двигалось, существовало, на блоге появлялись небольшие отчеты, рецензии, интервью с разными группами. Однако со временем концепция выкладывания mp3 «на шару» отпала, потому что многие хорошие блоги накрылись из-за нелицензионного контента. Я сделал вывод, что это не самоцель – просто покупать музыку за деньги — и выкладывать ее. И решил, что самый доступный и осязаемый способ поделиться музыкой — это организовать фестивали с живыми выступлениями групп. К лету 2011 года, впечатлившись посещениями некоторых европейских фестивалей, мы решили делать свой. Таким образом изначально наше стремление было делиться музыкой. Никакой масштабной концепции у нас не было, позже уже сформировался такой слоган — «крепкая музыка для крепких духом людей».

Блог в основном англоязычный. То есть, ваша аудитория в основном из англоязычных стран?

Изначально мы не ставили себе цель ориентироваться на англоязычную аудиторию. Но благодаря контактам с зарубежными группами, музыкантами и просто друзьями мы стали писать на английском. И многие думают, что мы какой-то европейский или австралийский блог — и удивляются, когда узнают, что мы из Украины.

В соцсетях же мы популяризируем и русскоязычный, и украиноязычный вариант контента.

Хотелось бы спросить про Robustfest. Фестиваль сразу привлек к себе внимание необычным подходом. Место первого Robustfest’a – старый цех неработающей фабрики, сцена, оформленная необработанными пеньками. Внутренняя «валюта» феста в виде прикольных деревянных «монеток» с выжженными на них рисунками и символами, за которые можно было купить пиво и еду и всякие другие необычные детали. Расскажешь об этом?

Нам удалось перенять какой-то опыт, мотаясь по европейским фестивалям в студенческие годы, в том числе грайндкоровым — Obscene Extreme, Play Fast Or Don’t и по stoner-фестам, таким как Roadburn, который больше всех, наверное, повлиял на меня. Вся эта панк-DIY культура оказала влияние на нас.

Вообще, как получился первый Robustfest в 2011 году — это отдельная история. Перед этим в апреле мы посетили Roadburn, где и познакомились с Tombstones из Норвегии, активно разобщались с ними, завязалась активная переписка. Приехав в Киев, мы решили сделать концерт. Мы еще не очень хорошо представляли, как это будет. Возобновили переписку с группой Torn From Earth. И таким образом у нас было уже две группы-хедлайнера, под которые мы делали фест. Довольно быстро нашли подходящее место «Кузня» (старый кирпичный цех фабрики на ул. Фрунзе в Киеве). Там уже проходили концерты до этого, но сцены, как таковой, не было. И цех нужно было как следует расчистить и привести в порядок. Для этого мы скооперировались с командой Ethereal Riffian. У Ярослава, который на тот момент там играл, возникла идея сконструировать сцену из пеньков. В общем, мы в это дело всячески вложились, привели в порядок цех и так далее. И владелец этого места, увидев это, сказал: «Не надо ничего за аренду, делайте то, что делаете. То, что вы как следует поработали над этим помещением и будет платой за его аренду.» И если еще более «приоткрыть завесу», то многое делалось именно под дебютное выступление Ethereal Riffian, чтобы сделать его незабываемым.

С участниками группы Tombstones

С участниками группы Tombstones

Потом добавилось еще несколько групп и концепт сложился таким образом: 9 групп из 4 стран на одной сцене в 2011. В 2012, и в 2013 годах эта формула немного усовершенствовалась, и уже на сцене было представлено 6 стран. Насчет деревянных жетонов – внутренней валюты феста — вдохновил Roadburn. Были и всякие мелочи, которые мы подсмотрели на других фестах, были и наши собственные задумки. И не все из них мы до сих пор успели реализовать. Но с каждым фестом мы стараемся добавлять какие-то новые «фишки». Это не всегда окупается, но иногда хочется реализовать определенные идеи, и просто нужно это сделать, чтоб получилось интересно и запомнилось, как нам, так и гостям.

Хотелось бы развивать таким образом фестиваль и дальше. Не уверен, что хорошая практика делать его ежегодно, потому что история вносит свои коррективы. Кроме того мы смотрим на фестивали в Британии, Голландии, Австралии — и не все из них уверенно шагают из года в год, особенно те, которые делают своими силами, DIY. Мы сделали три фестиваля подряд, и они были фактически без спонсоров. Было несколько сочувствующих меломанов, которые помогли деньгами, но так, чтоб какой-то «Jack Daniels» или «Хортица» сказали «Ни в чем себе не отказывайте» — то такого, конечно, не было. Поэтому в 2014 году мы взяли перерыв. Но есть надежда, что в 2015 году мы «рванем» с новыми силами, это будет понятно ближе к лету.

DSC_2786 copy

Ориентировались ли вы на вкусы публики, или просто делали все по своему вкусу и пониманию?

На самом деле мы до сих пор не понимаем, какие вкусы у публики. У нас с годами уже сложилась хорошая команда Robust Crew. Это несколько человек, меломаны, которые любят музыку, любят «фетишные» релизы на винилах, кассетах и дисках, некоторые из команды являются музыкантами. Мы делимся впечатлениями, кто какую группу видел или слышал, кто как играет. Складываем это воедино и составляем какой-то общий «плейлист».

С какими сложностями приходилось сталкиваться в организации феста?

Были сложности касательно переговоров с группами. Чем выше «калибр» группы, тем сложнее, конечно, общаться. Потому что образуется этакий «любовный треугольник»: есть мы, есть команда, и есть booking agency. И начинается такой «пинг-понг». Мы так договаривались с Belzebong, в итоге буккер плюнул на все это, сказал «договаривайтесь сами». Мы так и делали. В итоге было куча проблем, из-за того, что пара концертов в Украине отменилась, и мы должны были компенсировать это. Но зато теперь мы лучшие друзья, списываемся, меняемся фотками.

Отдельный момент – оформление постеров и промо-материалов Robustfest да и вообще всех материалов Robustfellow. Помню, на Robustfest 2012 вы решили анонсировать каждую группу отдельно, и на каждый коллектив был создан отдельный концептуальный постер. Что за персонаж – слон, который был главным героем на этих постерах?

Уже на первом фесте у нас появилась эта фишка, позже мы ее доработали… Суть вот в чем — под каждый фест у нас «заходит» новый персонаж либо тема. На первом фесте это был аквалангист на улитке, в 2012 это был Человек-Слон и его приключения, на третьем фесте была тема цирка и фрик-шоу. На четвертый — есть мысли, но пока не буду разглашать, пусть это будет сюрпризом.

001

Stardream_citrine_PreviewFrogskin_Stardreams_Moonstone_Preview

А кто рисовал эти постеры?

У нас есть «штатный» художник Юра X-Ninja, который рисует большинство наших постеров, но мы стараемся привлекать и других художников. По поводу оформления — мы сначала набрасываем определенные идеи, обсуждаем их, что интересно, что актуально. Сходимся на какой-то одной тематике, и потом закидываем свою идею художнику. Идея такая, чтоб под каждую группу был свой постер, который раскрывает прямо или намеком стилистику и атмосферу группы. Идея рождается, разрастается и зачастую вырастает в целый ураган. В 2012 году так получилось, что Юра разработал серию постеров, потом еще доработал раскадровки — и вышла целая комикс-книжка, которая стала бонусом для DVD. Потом мы вставили комиксные вставки в переходы между DVD-видео групп, и получилось, что мы как-бы рассказываем историю главного персонажа — Robustfellow, «Крепыша». В 2013 году зашла такая же тема — на каждую группу — свой постер и свой персонаж-«циркач». DVD еще не вышел, но будут приятные сюрпризы в Limited Edition’e.

Расскажи немного о команде Robustfellow?

Есть Валера Stonezilla из Ethereal Riffian, есть Игорь Prog-Jester из группы Stoned Jesus, сейчас добавился Ярослав Necromandus, который отвечает за звук на релизах, Денис Evdeon с форума Отрыв Перца, организатор многих концертов, Юра X-Ninja, о котором я уже говорил, художник-оформитель. Довольно много волонтеров, которые помогают с группами, например Саша Билоус, также есть Дима из DAC-Productions, он помогает с релизами на кассетах. Есть еще много людей, помогающих по мелочам, которые в нужный момент подключаются к нам, и делают все, что необходимо.

Как поменялась концепция с появлением Robust Mass (и Robust gigs), по сравнению с Robustfest?

Недавно, на Wintermass мы презентовали нашу компиляцию и, в принципе, фестиваль получился хорошо. И после мессы у организаторов Wintermass и Robustfest возникла совместная концепция. Появилась подходящая площадка — клуб «Метрополь», и вместе с ней возможность делать хорошие концерты в хорошем месте, о чем мы и мечтать не могли несколько лет назад. Идея Robust Mass такая: это 2-3 украинские группы в рамках одного концерта. По тематике будем раскрывать разныообразные мессы и ритуалы, обряды и церемонии. Мы уже зарядили серию постеров для первого сезона с нашим художником Юрой X-Ninja. И я думаю еще много сюрпризов будет по звуку и по картинке. По возможности, на «Крепких Мессах» мы будем проводить презентации релизов Robustfellow Prods.

В то же время Robust gigs работают именно под привозные группы. Так сложилось исторически.

Давай поговорим про деятельность лейбла Robustfellow. Группы вам сами предлагают свои материалы, или вы их где-то находите?

Это дело у нас тоже развивалось эволюционно, поэтапно. Сначала у нас появились какие-то видео-материалы с первого феста, часть из которых мы выложили в свободный доступ. Часть концертных аудиозаписей групп BOMG и Slow Ride Home мы с помощью DAC-productions выпустили на кассетах. Потом в 2012 году мы сделали фестиваль – и удалось заснять хорошую картинку, записать звук, так мы сделали полноценный DVD. Выпустили партию, доукомплектовали ее комиксной книжкой, ленточками, браслетиками, жетончиками, сделали такой пиар-ход. Не скажу, что это хорошо продавалось, но мне приятно было давать в подарок эти диски на разных фестах в Европе, отдавать музыкантам на память и приглашать к нам на фест. Я вручил, например, Бэну из Orange Goblin с бутылкой перцовки, он был очень рад подержать в руках такую вещь, также Дэвиду из The Machine. Это – как визитная карточка. Когда мы собрались выпускать DVD, мы подумали, что чем делать просто self-release, лучше уже сделать какой-то лейбл. Это и был по сути первый релиз, RBF-001. Какие-то вещи мы потом выпускали на кассетах. Потом мы проводили уже третий фестиваль, не было времени заниматься лейблом. Там мы тоже записали много видео и аудио. И уже после феста мы стали думать, чем еще можно было бы разбавить наш каталог. Игорь Prog-Jester из Stoned Jesus предложил издать Somali Yacht Club. Мы собрались все вместе, прослушали их запись, обговорили, посчитали это актуальным релизом, тем более, что их собирается выпускать немецкий лейбл Biolocation на виниле. Ребята как раз собирались ехать в тур вместе с Ethereal Riffian, и альбом на диске был очень кстати. Придумали Limited Edition, который включал в себя подарочную повязку на глаз, вложили туда еще значок или магнит. Получился такой хороший альбом, который приятно зарядить в СD-чейнджер воскресным утром, например.

DSC_5841

Limited Edition дебютного альбома группы Somali Yacht Club

После Somali Yacht Club, появились еще позиции, которые на данный момент готовятся к выходу – Frogskin (второй альбом). Также мы работаем над новым альбомом Celophys, который будет выпущен скорее всего этой весной. В принципе, сейчас идет работа со многими группами. Но самым успешным релизом я считаю сборник Electric Funeral Cafe, который мы выпустили перед Wintermass. Можно сказать, что он получился успешным, для нашего лейбла он уже окупился. Было, конечно, непросто с этим релизом, группы высылали свои треки до конца прошлого года, это был дедлайн. Кто-то из групп помог деньгами, чтоб это дело выпустить. Но в итоге получилось очень хорошо. Это я тоже считаю визитной карточкой нашего движения.

DSC_5812Ну и на будущее есть какие-то наброски по релизам. Хотелось бы в этом году выпустить винил, хотя бы семидюймовку, чтоб понять, как и что работает в этой сфере. А так – планов хватает, хватило бы рук и ресурсов.

Ты как раз заговорил про физические носители. И хочется спросить, как с этим делом у нас в стране обстоит? Народ покупает?

Наверное, это немного пафосно прозвучит, но одной из наших миссий для себя мы видим воспитание слушателя. Правильней будет сказать — взращивание. Сейчас мы растём все вместе на одной сцене. Слушателя действительно нужно растить, тем более молодых людей, которые приходят на концерты. Они приходят, смотрят на старших «братьев» — и невольно им подражают. И если на европейском фестивале человек приходит слушать музыку, и ему группа нравится, он покупает винил, потом еще диск и футболку для друга, то для группы – это лучшее признание. Хотелось бы то же видеть и у нас! В принципе, в панк-хардкор среде у нас это дело развито, группы друг друга поддерживают, покупают диски и мерч. В психодел/стонер- и рок-тусовке этого поменьше. Хотя последнее время тоже есть развитие, появляются люди, которые покупают винил, диски, поддерживают сцену. Притом многим друзьям я бы что-то и подарил, а они говорят: «Нет, я, пожалуй, куплю, так как понимаю сколько труда и времени было вложено в этот релиз/концерт/фест». Это хорошая принципиальная позиция. Думаю, нужно такого же требовать и от себя.

Я думаю, что ты тоже покупаешь немало музыки. Поделись, что было в числе твоих недавних приобретений?

Давненько целенаправленно не заказывал из-за скачков курса. Но был очень хороший обмен с Энди из Exile On Mainstream Records (Германия). Я послал ему наши релизы, он дико угорел по жетончикам, которые были в комплекте с DVD, наша компиляция у него из машины не вылазит. Очень обрадовался, короче. А мне в ответ прислал четыре винила: Kristian Harting (songwriter из Копенгагена), группа Treedeon (sludge/noise-rock из Берлина), переиздание Spririt Caravan и Beehoover. Так же перед Новым годом я выкладывал пост с фотографиями на Фейсбуке, где рассказывал о своих приобретениях за прошлый год. Приятно было, что большинство из них – винилы украинских групп. Это, в определенном смысле, прорыв и реальная революция. Среди них: переиздание ВВ на трех винилах, Орест Лютий, Bluesbreaker, Ethereal Riffian… О, вспомнил, последний винил, что я купил – это был альбом группы Atomic Simao. Шикарный релиз, отличная группа.

С чего ты обычно слушаешь музыку? С винилового проигрывателя или в цифровом виде?

_Robust Motivator (4)Есть выражение моего покойного дяди-меломана, без которого не получилось бы такого меня, так он говорил: «кто-то любит слушать звук, а я слушаю музыку». Для музыки не так важно, в каком формате, ты ее слушаешь. Если у группы есть изюминка – то ты ее заметишь независимо от формата.

В последнее время приходится слушать очень много музыки, просто килотонны… со всеми этими файлообменниками, торрентами, форумами… Приходится все это фильтровать. Один из критериев – если ты оставил альбом чтоб еще раз его прокрутить, значит он имеет право на жизнь. Слушать приходится и в mp3, и в машине на CD, и дома на кассетах, CD и винилах. Получаю массу удовольствия, когда завариваю себе чай или наливаю виски — и слушаю хороший альбом на кассете или виниле.

Периодически мы собираемся с друзьями, устраиваем «винил пати». У меня закрепилась практика делать эти мероприятия тематическими: выбирается напиток вечера, например, японский виски. И, соответственно — японская сцена, японские группы. Или там Германия, Скандинавия, Финляндия… также темой может стать оригинальная сцена, сопутствующие сайд-проекты или дискография группы, которую ты успел собрать на виниле. Если у тебя чего-то не хватает из релизов, кто-то из гостей может захватить с собой. Один из последних вечеров прошел под вывеской «Black Pyramid party». Слушали дискографию сего потрясающего коллектива и дегустировали мистический виски «Black Art». Эдакий мини-фестиваль со своей афишей и закрытой встречей в ФБ.

Винил просто требует более размеренной обстановки, когда ты можешь посидеть, послушать, перевернуть на другую сторону. В ритме рабочих будней это не особо удается.

Как ты оцениваешь наши группы по сравнению с зарубежными? Чего им не хватает, или, может, чего у них наоборот в избытке, по сравнению с зарубежной сценой?

Нужно сказать, что наша сцена очень выросла за последнее время. Раньше отечественные группы я почти не «котировал», отдавал предпочтение зарубежным. Как в панк-хардкор среде, так и в грайнд, сладж и психоделической музыке. Наверное, многие прошли через то, что сначала ты оцениваешь мировую сцену, а потом приходишь к локальной, и понимаешь, что она ничем не хуже. Но вообще, за последние несколько лет группы в Украине проделали очень большую работу. Поняли, что нужно качественно записываться, качественно сводить. Делать это можно на зарубежной студии за деньги, или кого-то можно заинтересовать свести «за идею». Так например, по моему совету, Wolverine Blues сводились у Билли Андерсона. Качество наших групп на концертах по музыке и по энергетике растет прямо в геометрической прогрессии. И издание их на винилах это в очередной раз доказывает. Там наши группы расслушали, оценили, издают альбом за альбомом и переиздают старые. Что касается вопроса про «хуже-лучше»: прежде всего должна быть инфраструктура и возможность показать себя на сцене. Это тема для отдельного разговора, но стоит упомянуть, что в Европе или Штатах уже более восьмидесяти лет существует сеть клубов, и из поколения в поколение меломаны-папы передают будущим меломанам – сыновьям и дочерям все свои знания, всю свою коллекцию, это все живет и развивается и дает плоды. У нас же каждые 50-80 лет происходят какие-то «зарубы». Юра из группы BOMG говорит, говорит, что во время становления блюза и джаза, наша часть суши пошла по пути оркестровых маршей. Мне кажется, что главная проблема в том, что у нас нет хороших клубов, где группы могли бы играть, ездить с запада на восток, с севера на юг и так далее.

Пообщавшись с зарубежными группами, побывав в гримерке за сценой, понимаешь, что они такие же люди, такие же веселые парни, которые расскажут анекдот, прикольнутся друг над другом, похлопают по плечу… В принципе, все то же самое.

Я уже давно хочу привезти группу Orange Goblin в Киев, одна из моих любимых групп. Не знаю, сколько людей у нас пошли бы ее послушать… это к вопросу, ориентируемся ли мы на вкусы публики. Но желание такое есть. Может быть, оно когда-то воплотится.

Freak Valley Crew (4)22

Игорь Prog-Jester и Филипп на фестивале Freak Valley

Побывав на фесте Freak Valley, где они были хедлайнерами в последний день, я просто увидел, сколько людей в этом всем задействовано. Один мальчик выносит гитары, стойки. Второму я помогал таскать огромные коробки с мерчем – было что-то около 8 штук! И немцы, по ходу, выполнили весь райдер, что ребята просили, скорее всего по приколу. Столы в отдельной гримерке ломились от еды и виски. Не знаю, как они с этим справились. Я посмотрел на все это дело, и понял, что нам еще рановато, даже по таким параметрам.

Там же, на Freak Valley, немцы очень ждали Stoned Jesus. На фесте хорошо раскупали записи Wolverine Blues. Мы еще сделали акцию…Выставили перцовку, назвали этот напиток Wolverine Shot и предлагали его отведать всем, кто что-то покупал из мерча. Продажи тут же пошли вгору, хах.

Ты часто упоминаешь группу Ethereal Riffian. Чем они особенные для тебя? 

Это уникальнейшая группа в нашем андеграунде. Мы с ребятами активно общаемся, потому что мы старые друзья и соседи по лестничной клетке. Хочу открыть несколько «карт» – думаю, ребята не будут на меня в обиде. Есть идея сделать серию из пяти альбомов и дополнить это все книжкой. Это все будет объединено одной тематикой.

По поводу выступлений – ребята выступают редко, но метко. Очень тщательно готовятся, репетируют, пишутся. Валера вовлекает в творческий процесс всяческие экзотические инструменты, такие как диджериду, бонги и т.д.. Хотелось бы также записать DVD с Ethereal Riffian, и у меня есть желание специально для этого DVD привлечь театральную труппу и сделать шоу. Мне кажется, в «Метрополе» это могло бы получиться хорошо.

А еще, как я говорил, мы хотим освоить производство винила. Первым релизом вполне вероятно может стать семидюймовка Риффиана.

Как много людей приходит на ваши фесты? 

У нас все развивается естественным образом. Пока что у нас довольно компактные фесты. В 2013 году был приятный рекорд — вместе с группами и Robustcrew в зале было около 400 человек.

На Robust Gig в Otel’ в четверг пришло 100 человек.

В принципе количество растет, с ним растет и качество публики. Многие люди приятно удивляют, когда говорят, что были на всех предыдущих Robustfests, и сейчас вот привели друзей — окунуться в атмосферу «Peace.Love.Heaviness».

Хотелось бы, конечно, чтоб еще вместе с нами росло и качество музыкальной журналистики… ТАКТа это не касается, вы, похоже, сразу поставили себе планку по качеству.

645562_original

The Brimstone Days (Sweden) на фестивале Robustfest-2013

Насчет журналистики, могу добавить, что я периодически беру интервью у разных зарубежных музыкантов для нашего блога. Не знаю, много ли людей читают эти интервью… но мне самому интересно узнать интересующие меня детали у групп, и не всегда вопросы носят музыкальный характер. Еще мы придумали такую тему – Robust Rehearsal, когда мы приходим с камерами на репетицию к группе, записываем несколько свежих треков на видео, в перерывах делаем интервью. Получается довольно интересное промо-видео для студии/реп-базы и для группы. Первый такой ролик мы сделали с группой BOMG.

Был ли какой-то момент гордости за Robustfellow, когда ты понял, что вы делаете классные вещи?

Не сильно воспринимаю слово «гордость», больше нравится разделять радость.

Так совершенно непередаваемые ощущения были после первого Robustfest’а, когда утром залез в душ и прямо растаял там? и так и не понял, как это все у нас получилось. И до сих пор не могу понять, как этот механизм срабатывает в нужный момент, и на концертах и фестах всё получается . После организации каждого Robustfest’а я обычно сбрасываю несколько килограмм и надеваю футболку размером поменьше.

Приходится сталкиваться с разными сложностями, но они закаляют и дают опыт.

Позитив есть, есть отдача. Хоть и нельзя сказать, что мы дико успешны в финансовом плане, так как в хороший «ноль» мы ещё не вышли ни разу. Но те ощущения, что мы получаем, от того, что мы делаем, посылают нам импульс двигаться дальше. Периодически приходится употреблять этот коктейль, где главными ингредиентами выступают: sludge, BSDM и мессианство Blues Brothers, а также Tenacious D.

Занимаешься ли чем-то помимо Robustfellow?

Да, конечно. В очередной раз пытаюсь стать архитектором. В очередной раз задаюсь вопросом, стоит ли этим заниматься, зачем и для кого я это делаю? В то время, как в музыкальной сфере ты делаешь это для нескольких сотен людей, которые явно оценят это все по достоинству и будет какая-то отдача. Определенные плоды можно видеть уже сейчас. Благодаря фесту, группы знакомятся между собой и возникают новые проекты и группы: Wolverine Blues, Traven’… Такие коллаборации очень радуют. Приятно знать, что ты являешься частичкой подобных союзов.

Кроме того, фест является отправной точкой европейских туров для групп, которые едут сюда выступать.

Много сил и времени уходит у тебя на деятельность лейбла/блога?

Много. Покой нам только снится, как говорят. Когда выдаются свободные минуты, то стараюсь, конечно, уделять время жене и сыну. Ну а по ночам, бывает, занимаюсь вопросами по блогу, по лейблу. Иногда подключаю волонтеров, которые что-то пишут, рисуют и так далее.

Кто из украинских групп за последнее время были для тебя открытием?

Недавно открыл для себя группу Borum из Киева, они недавно записали новый трек и довольно неплохо звучат, по Electric Wizard’y такие… Перебрались, кстати, на базу Evergreen. Еще из последних открытий была группа Бичкрафт, которые играли на вечеринке Sweet Noises, которую вы организовывали… Несколько месяцев назад послушал группу Был Замечен – и тоже был приятно удивлен, на сцене совсем другая картина, нежели в записи. Хлеб (вокалист, клавиши BOMG) тут играет на гитаре, и делает это виртуозно, не говоря уже о вокальных партиях, композиции песен и фуззовом звуке в целом.

Приятное открытие — Sasha Boole из Черновцов. Отличнейший one-man-band, songwriter, folk, country storytelling. Кавер на Hank Williams развеял всяческие сомнения. У меня уже появились некоторые мысли по поводу совместного сотрудничества.

Heralds из Днепропетровска, открыл их живьём на Wintermass. Крепко, громко, качественно, с кавером на Melvins. Как только запустим Bandcamp для Robustfellow Prods. – сразу закинем их миник в цифровом формате туда.

Как ты разграничиваешь музыку, которая тебе нравится, и ту, которая нет?

Хорошим критерием для меня есть вот что: если у группы есть хотя бы один трек или альбом, который хочется переслушивать снова, то эта группа заслуживает внимания. Ну а отсеивать лишнее мне помогает мой старый mp3 плеер на 2 Гб. Туда влазит не так уж много музыки, поэтому все, что не привлекло внимания, быстро удаляется, чтоб дать место новому. А еще с командой Robustfellow мы завели хорошую практику составлять в конце года Top-10 или Top-20 групп года, каждый составляет свой топ.

IMG_2646

Ты несколько раз упоминал про фестиваль Roadburn. Расскажи вкратце, чем он тебя впечатлил?

Роадбёрном можно, как говорится, вдохновляться и вдохновляться. Мне посчастливилось побывать на нем в 2010 и 2011 году. Очень рад, что посчастливилось услышать живьем Church Of Misery, Eyehategod, Eagle Twin, Weedeater.

Вообще, команда организаторов Роадбёрна много лет шла к успеху. Я давно хочу сделать отдельное интервью с организаторами Уолтером и Юргеном, чтоб они поделились, как они двигали этот фест. Судя по информации на Википедии, они лет 5-10 делали небольшие концерты, 2-3 группы + ди-джей сет. А потом в 2007, кажется, «выстрелили», тогда был большой фест, куда приехали Clutch, Melvins. И дальше они начали разрастаться, осваивать новые площадки. Начали осваивать Тиллбург. Это маленький городок, вроде нашего Житомира, тысяч триста населения. Город с хорошей инфраструктурой, есть хороший клуб, в котором есть три сцены. В 2013-1014 появилась новая сцена — Het Patronaat, это бывший костел. Обалденнейшее место! Шикарнейшая акустика! Камень, дерево – звуковые вибрации передаются прямо по этим балкам. Очень красивые витражи, подсвеченные светодиодной подсветкой. Организаторы ставили там самые тяжелые и злые команды, которые загибали ребра к позвоночнику.

Я подарил организаторам DVD с Robustfest, пытаюсь как-то наши группы пропиарить, но у них там уже ходят какие-то легенды и анекдоты на тему того, как группе пройти кастинг на Роадбёрн. Некоторые, достойные, на наш взгляд, группы, они не берут, а какие-то свежие, молодые – наоборот. Как я понимаю, тот стоунер, который до нас только докатывается – они уже в избытке переслушали – и теперь двигаются в сторону всякой экспериментальщины. Кто-то из оргов тянет старый дэт и блек, кто-то электронику из 70-80 «воскрешает». Но всё же стонерно-психоделично-сладжевый костяк у них сохраняется.

По фишкам фестиваля — у них можно многому поучиться. Например, для того, чтоб в течении 3-4 дней как-то занять людей, была организована выставка картин в паре километров от места проведения фестиваля. Если ты уже несколько лет ездил на фест, то тебе может оказаться не сильно интересно слушать какую-то группу, а вместо этого ты можешь пойти послушать пресс-конференцию с другими музыкантами, или лекцию про производство винила, например. Фестиваль кажется интересным и живым, не закостенелым.

В Тилбурге проходит другой фест – Incubate. Он длится целую неделю. И на главной улице города почти в каждом баре выступает группа – от сладжа, дума до харш-нойза, джаза и экспериментала. Как такой местный Джаз-Коктебель, только в городе и в каждом баре. Многие орги приезжают туда и просто ходят и ищут новые группы для своих ивентов, фестивалей. На самом деле европейская сцена довольно перенасыщена стоунерными фестивалями (Freak Valley, Desert Fest, Temples). Роадбёрн отличается от них тем, что он не разрастается. На него продается фиксированное количество билетов — и они разлетаются по интернету за 20 минут или полчаса, как только поступают в продажу, за полгода до события. С годами они повышают цену на билет, но зато ты знаешь, что это такой эксклюзив, которого ты нигде больше не увидишь. Это подкупает.

Как народ ведет себя на фесте? Много ведь любителей курнуть и выпить…

Это очень эстетский и культурный фестиваль. Нужно еще добавить, что в последние пару лет власти ограничили свободную продажу веществ в кофе-шопах в приграничных городах, к которым относится Тилбург. Опытные Роадбёрнеры шопятся заблаговременно в Амстердаме.

Народ воспитанный, никогда не увидишь пьяного или валяющегося в луже блевотины, такого просто нигде нет. Есть самоконтроль, да, наверное, и цены не позволяют. Пиво продается в бокалах 0,3 Л и стоит 5-6 евро. За вечер много не попьешь. Да и главное – это все-таки музыка.

Более подробный отчет о фестивале я публиковал у себя в блоге.

Есть какая-то мечта для Robustfellow, что хотелось бы воплотить в будущем?

Есть программа максимум и программа минимум. Хотелось бы воплотить на следующем Робустфесте несколько сцен на несколько дней. Таким образом получится «вписать» множество зарубежных и локальных групп, которые не попадали на сцену из-за ограничений по времени. А вообще, глядя на опыт мировых фестов, было бы очень круто организовать Robustfest Australia или Robustfest Japan. Также Украине не помешает сеть сити-клубов, которые могли бы подхватывать европейские туры крепчайших групп, тем самым сшивая восток и запад, север и юг. Время покажет.

Спасибо за Ваше время и внимание.

Следите за новостями на наших страничках.

Крепкого Вам дня !

Читай также:

Репетиционное видео от Robustfellow и группы BOMG

5 марта

«Мои детские мечты и развитие моей группы скоро где-то встретятся», —Игорь Сидоренко, Stoned Jesus

12 июня

«У нас есть группы покруче многих европейских коллег», —Игорь, 5R6

25 февраля

Свежая видеоработа группы Stoned Jesus

6 марта

V/A – Electric Funeral Cafe compilation (2015)

16 марта

«Нам интересно играть “неэвклидовую” музыку», —BOMG

6 мая

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"