Интервью/Плейграунд

«У нас есть группы покруче многих европейских коллег»,

—Игорь, 5R6

Алексей Андрущенко

Алексей Андрущенко,

25 февраля

IMG_8516_sm

Откуда мы узнали об этом проекте? То ли из разных зарубежных сборников “неформатной” музыки, то ли из афиш европейского тура прогрессивщиков Stoned Jesus в 2013 году. Харьков вообще славится своей необычной и насыщенной музыкальной сценой. Впрочем, в интернете не так уж много информации о 5R6, поэтому мы решили узнать больше, пообщавшись с Игорем, гитаристом и вокалистом этой группы.

В вашей музыке есть элементы мелодичного металла с гроулом и трелями кардана (двойная педаль для бас-барабана —ред.) и есть элементы прогрессив-рока/психоделии. К чему вы тяготеете больше? 

То что ты говоришь насчет металла и гроула, относится в основном к первой EP, с выхода которой уже прошло 5 лет. Забавный факт насчет кардана: Дима, наш барабанщик, начиная с записи второй EP (“+6.5 and Brighter” 2012) играет с одной педалью. Честно говоря, когда я пишу музыку, или когда мы вместе что-то придумываем на репетиции, то не руководствуемся какими-то жанровыми рамками, или категориями типа «металл/не металл». Играем то, что получается у нас естественно и то, что нам интересно в данный момент. Каждый привносит что-то свое в общий котел и часто получается что-то интересное и ни на что конкретно не похожее.

Мне сложно говорить о жанрах, слишком много всего самого на первый взгляд не сочетаемого на нас повлияло. Мне проще вспомнить, наверное, какие группы больше всего повлияли на наше сегодняшнее звучание.

Кто в основном является вашими слушателями?

Наша аудитория такая же, как и у большинства групп, с которыми мы делим сцену время от времени, я так думаю. Если верить статистике со страниц в соцсетях, то возраст большей части аудитории – это 25-34, на втором месте – 18-24, на третьем – 35-44. Стилистические предпочтения достаточно разнообразные: стоунер, прогрессив рок, металл, гранж, альтернатив рок.

Раньше ты пел на русском. Почему перешел на английский?

То были темные времена и другая группа. Для меня пытаться петь на русском скорее было экспериментом. До этих демок, в других группах/проектах я пел в основном на английском. И когда 5R6 стало для меня чем-то больше, чем просто эксперимент, я вернулся к тому, что для меня более естественно, — к текстам на английском.

Что ты имеешь ввиду, говоря «другая группа»? Там играли другие люди?

Я скорее имею в виду подход. Тогда мы просто что-то пробовали, искали себя, и это не воспринималось как что-то серьезное. Не было вообще особого понимания, что с этим делать. Ну, и насколько я помню, из нынешнего состава на тех демках играли только я и Дима (наш барабанщик). Поменялось отношение к творчеству, появилось больше опыта, свое звучание и понимание того, что же именно хотелось бы делать в этой группе.

1904255_832102760149991_1102387047_n

Что изменилось после вашего совместного тура по Европе со Stoned Jesus? Открылись ли «новые горизонты»? Не пропало ли желание играть на местных малозначительных мероприятиях?

Появился опыт и ощущение острой необходимости повторения таких туров. Но мы не видим смысла ехать в тур с теми же самыми двумя EP, поэтому сначала хотим дописать полноформатный альбом.

На местных ивентах желание играть не пропало. Мы не столько ориентируемся на масштабность концертов, сколько на их качество и формат, на то, насколько они нам самим были бы интересны, как слушателям.

Случалось ли слышать, как вас сравнивают с какой-нибудь группой? Раздражало ли такое сравнение?

Да-да… Tool, Alice In Chains. Это вообщем-то даже комплимент для нас. Людям свойственно сравнивать и пытаться все уложить в привычные рамки. Иначе – коллапс всего мировозрения. Шучу, конечно. До сих пор никто не смог дать внятного определения даже тому, в каком поджанре мы играем. Так что мы не паримся на счет сравнений. Тем более, что они зачастую весьма противоречивы.

Были ли периоды упадка и застоя, когда группа никуда не двигалась? Что было стимулом продолжать деятельность, а не «закрывать лавочку»?

Если говорить о том, что бы прекратить заниматься музыкой в принципе, то лично для меня это никогда не было вариантом. От долгих перерывов хочется выть и лезть на стену, мир приобретает кафкианские очертания и становится монохромным. Было ли желания послать подальше этот 5R6 и заняться другим проектом? Конечно, было. И не раз. Мы все разные люди, каждый со своим видением и интересами. Часто бывали и творческие конфликты, и конфликты интересов, приоритетов, которые выбивали из колеи. Но как мне кажется, мы все еще вместе, потому что каждый понимает, что у нас получается что-то уникальное, каждый из нас что-то привносит в 5R6, и если убрать любой из элементов, то получится уже что-то другое.

Часто ли выступаете в родном городе?

Не особо. 1-2 раза в год обычно. Вот, кстати, играли 21-го февраля в Харькове с Somali Yacht Club, Nearr и Смеющимся Тигром.

Что вы думаете по поводу продаж записей? Сейчас, к примеру, много музыки продается через интернет. У вас вот есть аккаунт на бэндкемпе. Возможно ли молодым группам продавать записи таким образом?

Не достаточно просто заиметь пару сотен лайков во вконтактике и завести бэндкемп. Сейчас прийдется перейти на суровую терминологию бизнеса. Что бы за твое творчество платили, надо во-первых, делать качественный продукт, увы, даже не обязательно уникальный. Есть множество нишевых групп, которые не делают ничего нового, но умудряются что-то продавать. И продукт нужно популяризировать. Как кто-то купит твою музыку, если о ней никто не слышал? Я вот тут умничаю, но у нас с этим тоже пока не супер. Это все не так просто, но как и в любом деле главное стараться, учитывать ошибки и делать выводы, и делать его так хорошо, как можешь. Но в любом случае заводя аккаунт на бэндкемпе, ты ничего не теряешь, как минимум будет задел на будущее.

Еще один момент, если рассчитывать на отечественную аудиторию, то смысла заводить аккаунт на бэндкемпе нет, у нас не развита культура оплаты какого-либо труда не имеющего материальной формы, того что можно пощупать. Не принято у нас платить за то, что можно скачать бесплатно.
И еще, из Украины по прежнему нельзя получать платежи на PayPal, нужен счет в Европе или США, например.

Jvamgcj-6g0

Какие из украинских коллективов тебе по вкусу и с кем бы тебе было бы приятно выступать на одной сцене?

Многократно делили сцену со Stoned Jesus и с удовольствием разделим снова 7 марта на презентации их нового альбома. С Somali Yacht Club и Смеющийся Тигр. Было бы приятно сыграть с Ethereal Riffian и Krobak (с которыми мы уже играли на первом Wintermass Fest). Есть еще много отличных украинских коллективов, с которыми было бы приятно играть вместе.

Какой самый крутой комплимент ты слышал в адрес группы?

Вообще довольно много приятных вещей приходилось слышать и читать в адрес группы. Но сейчас вспомнилось 2 комплимента.
Мы играли как-то на одном концерте с достаточно хорошей группой, которая тогда была достаточно популярна и уважаема в узких кругах, и только выпустила первый полноформат. И от двух незнакомых мне людей я услышал примерно одно и то же: «Я, вообще-то, шел послушать их, вас я раньше не слышал, но вот после вас мне их слушать как-то скучно.» Группа, кстати, хорошая и я их послушал с удовольствием, но было приятно, что люди, которые нас до этого не знали, настолько впечатлились нашим выступлением.
Второй комплимент я услышал относительно недавно: «Хоть ваш альбом еще и не вышел, он по умолчанию попадет в мой топ-10 альбомов 2015.»

Ваши студийные работы сделаны на достаточно высоком уровне. Много времени потратили на запись? Случалось ли переделывать что-то полностью? Приходилось ли «выбрасывать» почти готовые темы?

И первую и вторую EP мы записывали в спешке, на переписывание и выбрасывание не было времени. Сейчас подход изменился, и в приоритете записать и свести материал так, как мы этого хотим. И кстати, в этот раз мы впервые «выбросили» трек, не потому что он нам не нравится, а потому что он выпадает из общего звучания и концепции альбома. Его можно услышать на компиляции Electric Funeral Café от Robust Crew, которая вышла в конце января, или у нас на бэндкемпе.

Если бы группа получила какую-то солидную сумму денег (будь то продажа записей, краудфандинг, или заработок из тура), во что бы вы в первую очередь их вложили? 

Промоушен, следующий тур, следующий альбом. А если говорить о каких-то фантастических суммах, то наверное, своя студия.

Что лучше – профессионал-музыкант, который приходит на репетицию – и все идеально играет, что ему скажут, или непрофессионал, который «горит» творчеством группы и новыми идеями?

Непрофессионал, который «горит» творчеством. Если человек всем сердцем любит музыку и горит тем, что он делает в группе, то профессионализм прийдет достаточно быстро, при наличии таланта и регулярной практики. Идеально, когда у тебя в группе есть «горящий» профессионал, но, увы, это редкость.

Есть мнение, что хорошие музыканты могут хорошо играть на любой аппаратуре – и на качественной и на дешевой. А также есть мнение, что к хорошему быстро привыкаешь. Какие наблюдения на тему качества звука и аппарата во время тура по Европе? 

Том Йорк может перепеть весь OK Computer просто под акустическую гитару и это будет круто, но это не будет Radiohead – это будет Том Йорк поющий песни Radiohead под акустику. Качество звука многое значит. Некоторые группы вообще ценятся в большей степени за звук, чем за качество музыкального материала. Я хоть и не согласен с таким подходом, но и в этом есть своя логика. Паршивый аппарат не дает возможности донести все детали и нюансы, которые хотелось бы донести до слушателя. И иногда просто выводит из равновесия и мешает получать удовольствие от процесса, отдача получается неполной.

Во время тура по Европе действительно плохой звук был только на первом концерте в Варшаве. Там мой комбик просто постоянно переставал работать, и мне очень хотелось его расхреначить к чертовой матери и устроить на сцене небольшой ритуальный костер и фаер-шоу при непосредственном участии этого комбика. Еще раз хочу отметить, что это был первый концерт в туре. Естественно, это единственное, что я запомнил из нашего выступления. На всех последующих концертах звук был совершенно разный, но вполне приличный. Немного сглаживая начало моей тирады, главное что бы звук был, и был нормальный баланс звука в зале и на сцене.

Есть миф, что наши группы плохо звучат, потому что привыкли играть на плохом звуке. В Европе в клубах часто вообще нет своего аппарата, и на концертах там аппарат хороший, потому что это тот аппарат, который выставили сами выступающие коллективы (тут должна быть шутка про плохого танцора). Но у нас сейчас есть группы, которые играют вполне на уровне или даже покруче многих европейских коллег.

1075753_700031200023815_616606145_n

Чего, по твоему мнению, больше всего не хватает молодым группам, которые имеют неплохой музыкальный материал?

Понятия не имею. Все группы разные. Но, как мне кажется, часто не хватает умения донести свою музыку до слушателя и элементарного понимания того, что делать хорошую музыку, увы, недостаточно. Иногда молодые коллективы думают, что вот они год будут играть по 2 концерта в месяц, а завтра их каким-то магическим образом подпишет какой-нибудь Relapse. Сейчас, правда, такое отношение встречается все реже и реже. Иногда бывает противоположное – группа изначально не верит в то, что сможет добиться большего, чем концерт в каком-нибудь киевском клубе, и не прикладывает никаких усилий для промо и дистрибьюции своего материала.

Что интереснее – процесс записи песни или концерт?

Ну, это вопрос из серии, кого ты больше любишь маму или папу. Бывает, правда, что тебе не очень хочется играть на каких-то ивентах, но это уже другая история. И, кстати, как правило даже когда нет настроения на какой-то концерт, как только я начинаю играть, я об этом забываю.

За концерт какой группы ты бы не пожалел бы отдать 100 или 200 долларов?

Много их. Назову первые несколько названий, которые придут в голову. Tool, Swans, Radiohead, Slint, Sonic Youth, Fugazi, Unwound, Self Defense Family, Dinosaur Jr., например. Про совсем нереальную фантастику типа Pink Floyd в 77 году с туром в поддержку «Animals» писать не буду.

Какая музыка в твоем представлении является настоящей и интересной? 

Та, где движущей силой является именно музыка, и искусство в целом. Та, которая иногда граничит с душевным эксгибиционизмом или им и является. Не в том плане, что исполнитель катается по сцене и поет о своих подростковых комплексах. Я о том, что бывает слушаешь музыку — и веришь, что да, это честно, даже если там нет текста, или ты его не понимаешь. Чувствуешь на каком-то глубинном уровне. Иногда даже сам не можешь понять, что именно.

Вообщем, ребята играйте то, чему вы сами верите, не надо пытаться вытянуть из себя что-то, чего у вас внутри нет.

Читай также:

«Когда есть желание играть, то проблем становится совсем немного», —H.Soror

19 февраля

Репетиционное видео от Robustfellow и группы BOMG

5 марта

«Мне кажется веселье – это то, чего нет, но все врут друг другу, что оно есть» —Рома Гаврилюк, Blagodat'

21 мая

«Мои детские мечты и развитие моей группы скоро где-то встретятся», —Игорь Сидоренко, Stoned Jesus

12 июня

«За последние несколько лет группы в Украине проделали очень большую работу», —Филипп, Robustfellow

26 марта

Свежая видеоработа группы Stoned Jesus

6 марта

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"