Интервью/Плейграунд

«Если ты впустил в сердце музыку, то она останется с тобой навсегда»,

—Алексей Зинченко, stonefromthesky

Алексей Андрущенко

Алексей Андрущенко,

6 февраля

6QgIACwRkmU

Что такое stonefromthesky? Это проект одного человека, который, управляясь одновременно с гитарой, голосом, контроллерами и педалями умудряется высекать из всего шквал плотного гитарного саунда, помноженного на ломаные брейккоровые ритмы, idm/glitch с бульдозерными сладжевыми аккордами. И над всем этим – надорванный безумный вокал. Шутливая надпись на бендкемпе гласит: “The hottest one-man band in the world. Arguably.” Шутка это – или нет – решать вам. А мы поговорили с Алексеем Зинченко, чтобы понять, как эта музыка устроена изнутри.

Привет! Расскажи, пожалуйста, вкратце о своем проекте. Когда ты его решил создать и под влиянием чего? Отличается ли то, что ты делаешь сейчас, от того, что было вначале?

Так. Идея заниматься электронной музыкой витала у меня в голове очень давно. Наверно с первого раза, как я услышал drum’n’bass. Она оставалась лишь идеей до средины 2012-го.

Тут, кстати, интересная история («вкратце», ха-ха). В августе 2011-го я переехал из Черкасс в Киев. Бросил все, и группы в том числе. Я был молод и глуп. Полгода прошло незаметно и на кураже, но вот в начале 2012 я понял, что что-то не так. Нету радости в жизни. И тут на одном концерте я встретил ребят из группы Mauna. Мы разговорились, и их басист по имени Антон спросил: «Так что ты сейчас играешь?» А я ему: «Ничего». А он: «Разве можно так взять и бросить музыку?» И тут я понял, в чем лажа.

Музыку нельзя бросить. Если ты ее по-настоящему хоть раз впустил в сердце, то она останется с тобой навсегда.

Искать людей для группы просто не было времени и желания, поэтому я решил, что нужно попробовать играть самому. Так намного сложнее, но, как показывает практика, возможно.

В начале творческого пути как stonefromthesky я поставил себе только такое условие: качество и никаких ограничений. Конечно, моя музыка изначально звучала совсем иначе, но прийти к тому звуку, который ты слышишь на ЕР было только вопросом времени. Я могу с уверенностью сказать, что альбом, над которым я работаю сейчас, будет следующим шагом вперед.

Ты говоришь «никаких ограничений». Но все-таки есть что-то «объединяющее» для твоего творчества? Какой-то стержень, что-то, что в той или иной мере присутствует в каждом твоем треке?

Скорее это настроение и идея. Форма, в которой я все выражаю, может быть абсолютно разной. Я не хочу себя заключать в оковы каких-либо жанров.

Какая же идея? На этот вопрос каждый слушатель должен ответить для себя сам.

3MIr-2fPSt8a2082837822_10

Кто занимается артворками для stonefromthesky?

Изначально я занимался сам. Но потом решил, что надо, чтоб было хорошо. К счастью, я знаком с молодым человеком, который умеет ох****о нарисовать то, что мне нужно. И причем я ни разу ему ничего не объяснял. Говорю: «Серега, надо обложка». Он: «Что нарисовать?» Я ему: «Послушай и нарисуй то, что услышал». Он такой: «Все будет». И потом – БАХ! – и прямо в цель.

Если верить документалкам, то Pink Floyd делали так же.

Как тебе пришла идея клипа? Что повлияло? Ты сам над ним работал?

Идея пришла, когда я включил черновик ЕР Вадиму – человеку, который в итоге снял данный клип. Мы сошлись на том, что можно было сделать целый фильм с клипом на каждый трек. Но в силу огромного объема работы (это же DIY), мы решили все сократить пока что только до одного.

Непосредственная идея была как-то естественной для меня. Лес, художник и огонь под электронную музыку – как это может не сочетаться? Снимали в Черкассах, в темноте с парой фонарей. Повеселились нормально.Что интересно – Вадиму тоже ничего не нужно объяснять. Я ему говорю: «Давай такой ракурс сделаем». А он мне: «А что если вот так?» И его идеи оказываются намного смелее и зрелищнее. Монтировал я уже сам. Художник в клипе – тот же человек, который рисовал обложку.

Dely1KGhQrM  SGyGHkXfp7w

Читаешь ли ты что-то сейчас?

Конечно. Я очень люблю книги. Лучше чем они, тебя научат жизни только собственные «грабли». В данный момент я читаю «В дороге» Керуака.

Слушал твой трек под названием Interstellar. Ты его записал сразу после просмотра фильма? Бывало ли еще такое, что после просмотра фильма или прочтения книги ты, впечатлившись, садился – и делал музыку?

Вот я знал, что так будет. На самом деле, названия для треков с ЕР были окончательно утверждены мной еще в конце 2013, то есть задолго до выхода фильма. Я помню, как дал послушать черновик мини-альбома Дрону (ударнику I afloat), и он такой мне: «Это ж Нолана новый фильм так будет называться». В тот момент я понял, что подобных вопросов мне не избежать (так как Нолан умеет снимать кино). Но эстетическая красота слова Interstellar меня просто покорила.

Для протокола: данное слово я вычитал в книге Артура Кларка «2001: A Space Odyssey».

По поводу вдохновения книгами/фильмами, то у меня это скорее не так работает. Музыка, книги, картины, фильмы – любое искусство – развивают личность, расширяют мировоззрение и меняют восприятие окружающего, что в свою очередь помогает создавать что-то более глубокое. В моем случае нет четкой зависимости по типу «прочитал книгу – вдохновился – вылилось в музыку». Я скорее черпаю вдохновение из суммы жизненного опыта и искусства, которое повлияло на меня.

Я бы спросил про твое название, но это очень шаблонный вопрос, да и, в общем-то, я сам немножко разбираюсь в творчестве группы Neurosis, из текстов которых это название, очевидно, происходит;). Это необычная группа, стоящая отдельно от всей остальной пост-метал/пост-хардкор музыки. А чем вот именно для тебя интересен Neurosis?

Их творчество – это в первую очередь вызов. Вызов всему вокруг. Чтобы их понять, нужно просто сдаться перед этим напором отчаяния. Иначе никак. Во-вторых, их музыка настолько глубока и многогранна, что ты всегда найдешь в ней что-то новое. Целый спектр эмоций, которые ты был не в состоянии принять и осознать раньше.

WZe_3zIOQIYБыли ли в твоей жизни концерты, когда слушателей очень «пробирало» то, что ты исполняешь, что по ним сразу видно было – что они “погружены”?

Я редко смотрю на публику, когда играю. Не знаю, как они, но я «погружен».

А бывает такое, что ты погружаешься настолько глубоко. Что после концерта еще какое-то время не можешь придти в себя и вернуться в какое-то привычное состояние? Какое вообще ощущение после того, как сыграл?

Как-то так обычно и бывает. Когда я играю, то я существую только в измерении музыки. Ничто другое не реально в этот момент.

Случалось ли тебе придумывать композицию, работать-работать над ней –  а потом выбрасывать?

Конечно. Некоторым идеям просто суждено остаться идеями. К примеру, в изначальном варианте Irreversible было еще пару минут сверх-медленного дума а-ля My Dying Bride. Но он оказался неуместен и мне пришлось просто удалить эту часть (мысленно пересчитывая часы, которые я на нее потратил).

Чтоб ты выбрал бы – сыграть в маленьком душном клубе, для небольшого количества “прошаренной” публики, которая понимает подобную музыку и для друзей-музыкантов, или же выбрал бы выступить на более крупной сцене с мощным аппаратом, но для публики, которая слушает поп-рок с дабстепом?

А смысл выбирать? И там, и там. Но если все-таки пришлось бы выбрать, то скорее для публики, которая в теме. Романтика большой сцены для меня только в одном – можно влупить такую громкость, что уши позакладывает и опустятся почки.

Насколько для тебя вообще важен фидбэк от аудитории в зале или в соцсетях? Ощущаешь ли разочарование, когда его недостаточно?

На самом деле я уже давно привык к тому, что всем твое творчество понравиться не может. С опытом я пришел к обратному. Искренне зацепить даже одного человека – для меня это успех.

Я уже давно привык к тому, что всем твое творчество понравиться не может

Дружишь ли ты с другими музыкальными коллективами/исполнителями? Бывает, что вы играете вместе?

Скорее с людьми. Бывает, что джемим.

Над композициями можно работать часами, неделями и месяцами. В какой момент становится понятно, что композиция готова и улучшать уже смысла нет?

Мой процесс, как правило, таков: я сначала записываю базовый вариант, потом бесконечно слушаю, корректирую звук и аранжировку, добавляю эффекты. Затем откладываю на пару недель, слушаю заново, исправляю ошибки. После этого много уже не сделаешь. В один момент я просто чувствую, что «все, готово», и больше не работаю над данным треком.

Бывает ли, что ты слышишь определенное несовершенство в звуке/исполнении, но решаешь оставить, как есть?

Если это не критично для меня, то да. Совершенство недостижимо.

Чего больше всего не хватает пост-метал/сладж/психоделик сцене Украины?

Мне кажется, что не хватает приветливости. У меня иногда складывается такое впечатление, что эта «сцена» – одна большая школа, где все дружат только своими группами/комьюнити. Если ты не принадлежишь к разряду «своих», то на какую-либо помощь рассчитывать, как правило, не приходится. Нужно помнить, что в настоящем искусстве не существует конкуренции. Помогая другим, ты помогаешь себе.

Все так и есть. У меня именно такие же наблюдения. И обычно люди хвалят группы, где играют их друзья. Значительно реже бывает, что люди хвалят условных «конкурентов». Ходишь ли ты на концерты? Какой из последних, запомнившихся тебе?

Последний крутой концерт – Submotion Orchestra. Ребята вышли и дали п***ы.

Слушаешь ли ты свои треки?

Да, но нечасто. Вся проблема в том, что я слышу одни недостатки. Знаешь, «тут низа прут» или «там верхов срезать надо было», и так далее. Но как мне кажется, это – удел любого автора.

Многие известные музыканты писали гениальные вещи под влиянием всяких веществ. Как ты относишься к такому явлению?

Тут хотелось бы продекламировать отрывок из творчества человека, который внес неоценимый вклад в мою жизнь:

Видите ли, я думаю, наркотики сделали что-то хорошее для нас. Я действительно так думаю. Если же вы думаете, что наркотики не сделали ничего хорошего, окажите мне услугу. Придите сегодня вечером домой. Соберите все ваши диски, пластинки, кассеты – и сожгите. Потому как… знаете что? Музыканты, которые сделали всю эту невероятную музыку, которая вдохновляет и делает яркой вашу жизнь на протяжении многих лет, упарывались реально не слабо, нахрен.

Билл Хикс

Подписываюсь под каждым словом. Не скажу, конечно, что вещества – это обязательное условие для создания хорошей, стоящей музыки, но как показывает статистика и опыт, они могут очень сильно помочь.

Был ли какой-то момент, когда тебе хотелось забросить/закрыть проект? Расскажи об этом, пожалуйста.

Не было. И причина проста: stonefromthesky – это не проект, а отражение моего внутреннего мира. Как можно бросить или закрыть свое собственное «я»?

sfts20130626

Есть ли кто-то из соотечественников, кто является для тебя большим примером и вдохновением к подходу в творчестве?

Да, конечно. Толковые музыканты есть везде. Из электронных первым на ум приходит r.roo. Из живых вспоминаются +/-.

А из иностранных музыкантов (или других творческих людей)?

Massive Attack, Morphine, Apparat, Led Zeppelin, The Doors, The Chariot, Neurosis, Every Time I Die, Rosetta – я могу бесконечно перечислять. Из последних – The Haxan Cloak и Bjork.

У тебя очень разнообразный перечень, это здорово) Слушай, а какую первую аудиокассету ты купил в своей жизни?

Если мне не изменяет память, то это была Kiss – Dynasty. Как говорится, первую купленную кассету не выбирают.

Какой последний музыкальный альбом “зацепил” тебя так, что хотелось его слушать по кругу снова и снова?

Для меня сейчас это Massive Attack – Mezzanine. Его можно и нужно слушать всегда.

Что, по-твоему, изменилось в подходе к звуку у музыкантов сейчас по сравнению с тем, что было 10 или 15 лет назад?

Такое впечатление, что если современные среднестатистические музыканты не накрутят «низов», «верхов» и громкости на записях, то у них яички ссохнутся и отпадут.

Но у тебя треки тоже звучат достаточно громко) Но не перегружено.

Тише. Я как-то не гонюсь за громкостью.

Слушай, я тут нашел в записях твой ремикс на †††. Расскажи вкратце, почему из всей музыки именно на них захотелось сделать ремикс? Чем они так тебя привлекли?

Ну, мы с Чино Морено очень хорошие друзья, и я ему такой: «Чино, а скинь мне что-то новое из своего». А он мне: «Та не вопрос, Леха». И скинул.

На самом деле все, конечно, было не так. Я хотел сделать ремикс на Deftones, но стемов не нашел. Зато наткнулся в сети на треки ††† (которых я тоже слушал). Подумал, почему бы и нет, и сделал. Получилось вроде бы неплохо.

Люди вечно спорят по поводу музыки – что красивее, лучше, интереснее. Почему-то одна группа нам нравится, а другая – похожая – уже не так. Как думаешь, какой критерий выбора хорошей музыки для тебя остается неизменным?

Музыка, как и любой другой вид искусства, должна в первую очередь быть искренней. То, что ты делаешь, должно идти изнутри, должно быть настоящим и неподдельным. Мне неважно какой это стиль. Неважно насколько это популярно в данный момент. Мне важно, чтобы музыкант был честен перед собой и выкладывался больше, чем мог. Только лишь в этом случае его музыка чего-то стоит. И только лишь тогда она имеет шанс остаться вне времени.

Спасибо за ответы и за твою музыку! May the force be with you!

Читай также:

«Нам интересно играть “неэвклидовую” музыку», —BOMG

6 мая

«У нас есть группы покруче многих европейских коллег», —Игорь, 5R6

25 февраля

«Приклеив лейбл “краутрок” к себе, мы были обязаны ознакомиться с материалом», —Геннадий Бойченко, Indirect

19 июня

«Мне кажется веселье – это то, чего нет, но все врут друг другу, что оно есть» —Рома Гаврилюк, Blagodat'

21 мая

«Мои детские мечты и развитие моей группы скоро где-то встретятся», —Игорь Сидоренко, Stoned Jesus

12 июня

Ремикс на stonefromthesky от новозеландца AB7VN

12 мая

clicking on ".open-menu" adds class "open" on ".menu" clicking on ".open-menu" removes class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" adds class "closed" on ".menu" clicking on ".close-menu" removes class "open" on ".menu"